Окончил чтение Мемуаров Джованни Джакомо Казановы. Точнее, того фрагмента мемуаров, в которых рассказывается о молодых годах знаменитого итальянца. Эти Мемуары вышли в карманном варианте в издательстве Азбука-классики.
Мне давно нравится образ Казановы, исторический и художественный. Несколько лет назад посмотрел замечательный фильм, который назывался, по-моему, "Вечер в Варенне". В нём речь шла о 1791 годе, о Великой Французской революции, вернее, о неудачной попытке бегства французского короля Людовика XVI из Парижа. Сюжет фильма состоял в том, что случайно одновременно с кролём Париж покинули интереснейшие личности своего времени, американский журналист и политик Томас Пейн и французский аристократ, либертен, маркиз де Сад. Их сопровождала фрейлина королевы и ещё несколько менее значимых персонажей. По дороге эта замечательная компания встречает самого Казанову. В роли Пейна снялся Харви Кейтель, придворной дамой была Ханна Шигула, а Казанову сыграл Марчелло Мастрояни. В фильме Казанова очаровывал практически всех людей, с которыми встречался, мужчин и женщин. Это бы уже постаревший Казанова, измученный бедностью и бродячим образом жизни, но, всё-таки сохранивший чувство собственного достоинства и необычайное обаяние. Я оказался среди тех, на кого действует его обаяние. После посещения Венеции мой интерес к Казанове многократно усилился. Моё представление об этом персонаже до настоящего момента строилось на очерке Стефана Цвейга. Цвейг, на мой взгляд, обошёл вниманием несколько важных моментов в образе Казановы. Во-первых, Казанова называет себя верующим христианином. Суть своей веры Казанова раскрывает в предисловии. Второе, Казанова был некрасив, в чём сам открыто признаётся. И третье, Казанова был беден. Почему же тогда он пользовался любовью у женщин? В этом скрывается неразгаданная мной загадка Казановы. У него никогда не было желания разбогатеть или обзавестись прочным положением в обществе. Складывается впечатление, что Казанова не ставил пред собой никаких целей, которым была бы подчинена его жизнь. Напротив, цели итальянца всегда зависели от насущной необходимости. Жизнь сама по себе без относительно к приобретениям или достижениям интересовала Казанову. Вот замечательные слова, иллюстрирующие мою мысль: "Древний мыслитель указывает нам настоятельно: "Если не сотворил ты вещей, достойных записи, напиши, по крайней мере, вещи, достойные чтения"... Достойна она или недостойна, моя жизнь-- моя тема, и моя тема-- моя жизнь. Я прожил жизнь, не думая, что настанет день, когда мне придёт желание её описать, и оттого она сложилась, быть может, интересней, чем, несомненно, была бы, если б я жил, питая намерение в старости описать её и тем более опубликовать". А вот высказывание о смерти: "О смерть, жестокая смерть! Роковой закон, природа должна осудить тебя, ибо ты ведешь к разрушению (Обращаю внимание, что в этих словах Казанова выдаёт в себе как человека XVIII столетия, которому не знакома диалектика. Для него выбор одного, в данном случае жизни, означает обязательное исключение другого-- смерти. Мне более близок взгляд, согласно которому жизнь и смерть диалектически дополняют друг друга). Цицерон говорит, что смерть освобождает нас от страданий: но великий учёный отмечает лишь расход и вовсе не учитывает выручки... Смерть-- это чудовище, которое выгоняет из театра внимательного зрителя, прежде чем кончилась пьеса, бесконечно его интересующая. Достаточно одного этого довода, чтобы возненавидеть её". Кажется, что интерес или лучше сказать, любопытство, было основным двигателем в жизни Казановы. Вот, например, замечательный отрывок о любви к женщине: "В те минуты я начал предчувствовать ту истину, которая столь ясно обнаружилась для меня впоследствии,-- истину, что любовь есть любопытство, более или менее живое, сочетаемое с инстинктом продолжения рода, вложенным в нас натурою. Ведь в самом деле женщина есть как бы книга, которая-- хороша она ли плоха-- прежде всего пленяет нас своим титульным листом; ежели он не заинтересовывает нас, книга не внушает нам желания прочесть её, и это желание стоит в прямом отношении к интересу, который он нам внушает. Титульный лист женщины читается сверху вниз, как и книга; и ножки женские интересующие всех разделяющих мой вкус, всё же занимают нас не более, нежели имя издателя... человек, прочитавший много книг, в конце концов, ищет любой книги, даже плохой, лишь бы она была незнакомой ему, равным образом мужчина, знавший многих женщин красивых, в конце концов увлекается дурнушками, ежели они представляют для него некоторый интерес новизны... Он уже собирается пробежать книгу, но не успел он её ещё перелистать, как встречает сопротивление: живая книга, требует, чтобы её читали, как следует, и читатель становится жертвой кокетства, чудовища, преследующего всех тех, кто занимается любовью". В прочитанной книге начало интереснейшего повествования о жизни Казановы. Когда-нибудь прочитаю его мемуары целиком, а пока в моём распоряжении есть цикл передач о Казанове, созданный на радио Свобода в конце прошлого века. Интересно также посмотреть знаменитый фильм Фредерико Феллини.