15 сентября концерт Квин в Олимпийском.
Если бы меня спросили, когда я хотел бы родиться, а ответил-- лет на десять раньше, в Англии или в любой части свободного мира, чтобы попасть на концерт Квин! Уже в десять лет я был знаком с рок музыкой. В конце восьмидесятых в моде был хард рок и хеви металл. В моём детском сознании рано сформировался образ рок музыканта. Это был мужчина с длинными волосами, с цепями, с кожаными браслетами в заклёпках. Рок музыка -- это шум и ярость. Меня эта музыка утомляла. В году 1988-89 я впервые услышал название рок-группы Квин. Меркьюри сильно отличался от всех рок вокалистов, которых мне приходилось видеть, он имел короткую стрижку и усы. В отличие от «стандартных рокеров» (группа «Европа»!). Меркьюри обладал восточной внешностью. Музыка Квин была тоже с тяжёлыми гитарными партиями, с оглушающим барабаном, но в ней была гармония! Квин сломали моё представление о рок музыкантах, заставили полюбить рок музыку по-настоящему. Рок тогда ассоциировался со свободой, с протестом против унылой советской действительности. Квин можно было увидеть по телевизору в независимых программах ТСН (телевизионная служба новостей) и Взгляд. И это был прорыв к свободе, к недостижимой и манящей свободе Запада. Потом я узнал, что Квин к началу девяностых имели долгую интересную историю, что в конце семидесятых они выглядели не так, как в восьмидесятые, и тогда были похожи на традиционных рокеров. Квин создали супер-хиты, и у них было множество поклонников по всему миру. В конце 1991 года умер Меркьюри. Заметка о его смерти, напечатанная в Комсомольской правде, до сих пор хранится у меня. С этого и началось моё настоящее увлечение Квин. В лицее, где я учился с 1991-- 93 гг. Квин увлекались многие. Одноклассники доставали диски первых альбомов и видеозаписи концертов группы. В мае 1993 г. знаменитый концерт на Уэмбли памяти Меркьюри транслировало радио Маяк. Помню, что прослушал этот концерт от начал до конца. Первый альбом, который мне удалось достать, был записан на затёртой кассете, это был «Гретест Хитс 2» с бессмертными хитами. Потом были «Кайнд оф Маджик», «Лайв Маджик», «Лайв Киллерс», «Грейтест Хитс 1». Мои интересы в рок-музыке постоянно расширялись, я слушал лучшие рок группы всех времён и народов: среди них Дорз, Лед Зеппелин, Ти Рекс. С увлечением каждой из этих групп связан какой-то период моей жизни. Я долго болел Дженезис, а были ещё Хендрикс, Дженис Джоплин, Роллинги, Дэвид Боуи, Слейд! (Про русский рок не говорю- это отдельна тема). Я сейчас я больше всего слушаю Ю2. Но почему-то я постоянно возвращался к Квин и слушал их альбомы. В 2005 г. прослушал все альбомы Квин, включая «Мейд ин Хевен», некоторые множество раз. Коллекция любимых песен насчитывает около 40 треков. Этот список не включает в себя супер-хиты, которые всем хорошо известны. А есть ещё любимое видео, клипы, концерты. Увлечение творчеством этой группы таит в себе множество открытий!
Одним из таких открытий стал концерт в Олимпийском.
Концерт почти превзошёл мои ожидания. Накануне приходилось слышать возражения типа-«какая же это Квин (без Меркьюри)?». Эти возражения высказывали люди, которые Квин никогда не любили. Такое важно событие пропустить было не возможно. Как написала автор одного комментария ЖЖ, следовало бы сходить на Квин, даже если в Москву приехали дети и внуки участников группы. Добавлю я от себя, даже если бы привезли одного престарелого Роджера Тейлора в инвалидной коляске, и он, преодолевая сопротивление парализованных мышц, сделал бы удар барабанной палочкой-- это следовало бы видеть! Да, не было Мекрьюри. В живую. Но в зале явственно присутствовал его дух.
Итак. 15 сентября 2008 г. Москва. Мрачный осенний день, противный мелкий дождик. Люди в одиночку или мелким группками стекаются к Спорткомплексу. Никой давки, никакого ажиотажа. (Всё-таки билеты возле комплекса на концерт стоили от 5 000 р.). Фойе комплекса заполняет народ. Продают какие-то пошлые бутерброды и газировку, российские флаги, видимо, не распроданные во время футбольных матчей. Никакой атрибутики Квин, даже последнего диска купить было нельзя-- ничего не успели привести! Прочь, меркантильные мысли-- мы пришли на Квин, не нужны нам никакие майки, футболки, хочется праздника. Заранее занимаю место на трибуне. Достаточно далеко, но зато свободно и можно сидеть. Главное-- не мешать тем, которые сидят сзади. Старомодный, если не сказать, примитивный спорткомплекс. Как сильно он отличается от навороченных сцен, на которых выступали Ю2, 3D концерт, и Роллинги, «Да будет свет». Обычная сцена, динамики, барабанная установка, над ней-- железная доска экрана.
Зал заполнен процентов на 80. Люди разных возрастов: от 19 до лет 55. Много взрослых мужиков. Несколько раз встречал семейные группы: сын с матерью, муж, жена и взрослая, лет 18, дочь. Были с совсем малыми детьми, они, почему-то, стремились в фан-зону. Квин объёдиняет поколения! Не видел селебритиз, и вообще випов, возможно, были и они, но как-то не особо не выделялись. Сидим, ждём. Никого на разогреве не было. Больше часа подогревали публику фонограмма Иси Диси И когда Иси Диси начали потихоньку утомлять, раздался гром, включилась иллюминация, оживился экран на сцену выбежал Пол Роджерс, заиграл Брайан Мей, и началось. Согласен с отзывом о концерте искушённых критиков, что исполнение первых песен было не на высоте. Но тем и хорош концерт, что ничего не исполняется, как по нотам, всегда есть элемент непредсказуемости. Фальшивые ноты или сорванный голос вокалиста, непопадание в ритм-- элементы живого шоу. Главное, что удалось создать волшебную атмосферу, наполненную теплотой и светом! Квин-- это группа, которая не просто демонстрирует себя, а которая взаимодействует с публикой. Произошло слияние музыкантов со всем залом. На песне «Ай вонт ит олл» я внезапно понял, что пою со всеми. На некоторое время перестал себя ощущать обособленной частицей и слился с космосом. От аплодисментов болели ладони.
Пол Роджерс, не портил ли он праздник?-- спросите вы. Квин существует, потому что так хочет публика. Публике нужен модератор, профессиональный певец, который как-то управляет общим пением, является душой всего зала. На старых песнях-- солист условная фигура, на месте Роджерса мог быть любой человек из зала, но Роджерс исполнял роль лучше любого из зрителей. Понятно, Роджерс человек другой, чем Меркьюри, но в чём коренное различие между ними? Роджерс-- дядя с гитарой, его стиль уходит корнями в народную английскую музыку. Меркьюри-шоумен. Будучи англичанином, он был человеком мира. Меркьюри дел музыку Квин открытой для других стилей. Он привнес в рок композиции группы элементы соул, диско, репа, восточные мотивы, которые делали стиль Квин неповторимым. Жаль, конечно, что ничего этого уже не будет. (А как хочется помечтать, какой альбом выпустили бы Квин в 90-е, будь Меркьюри жив! Возможно, они, как Ю2 и Дэвид Боуи, отдали бы дань электронной музыке...). С Меем и Роджерсом Квин станут обычной хард-роковой командой. Да, времена хард-рока уже прошли, но Квин живы. Им всё-таки удалось преодолеть психологический кризис, оправиться от потери лидера.
Отзвучали первые хиты, Роджерс на время покинул сцену. Мей и Тейлор-- настоящие квины-- остались наедине с публикой. Гитарист запел «Лов оф май лав». Если призадуматься, в этой песне нет ничего особенного. Но ведь удалось же музыканту с её помощью, как искру, высечь из наших очерствевших сердец настоящую эмоцию! На лицах молодых людей были слёзы. И это было поразительно! Тейлор показал класс, исполнив соло на барабанах. Не часто к нам приезжает музыкант такого уровня и демонстрирует своё мастерство. Есть гитаристы, которые лучше играют на гитаре, чем Брайан Мей. Ему, как мне кажется, не хватает скорости, виртуозности, глубины, которая есть, например, у Джимми Пейджа, Однако Брайан Мей умеет извлекать из своей старой деревяшки дивные звуки! Он бывает неподражаем в отдельных моментах. На этот раз: хардовский зачин «Брайтон Рока» как-то неожиданно превратился в фантастические звуки «Биджой». Зал замер, и над публикой пронёсся голос Меркьюри-- да, он был там, вместе со всеми! Потом снова хардовые рифы, лучи света, спевки и залом. На Богемской Рапсодии на экране появился живой Меркьюри. Понятно, Роджерс не рискнул исполнять начало этой песни, потому что Фредди был абсолютно неподражаем. Зато финал Рапсодии снова пели Роджерс, и весь зал стоял на ушах. Взрослые мужики вскакивали со своих мест и начинали размахивать руками в такт песен...
Новые песни Квин, не так плохи. Они обладают неким потенциалом для публики 30-- 55 лет, при правильном их позиционировании и продвижении. На последних песнях эмоциональный подъём достиг своей вершины. Весь зал в едином порыве, и я в том числе, пел,
«Ай в пейд май дьюз--
Тайм афте тайм,
Ай в дан май сентенс,
Бат комитет ноу крайм....
Здесь мне открылось, почему Квин продолжают слушать с таким энтузиазмом. Квин даёт то, в чём остро нуждается каждый человек-- веру в то, что он может быть чемпионом…
Далее я привожу впечатления других очевидцев от этого концерта
http://lenta.ru/articles/2008/09/16/queen/
Queen взяли Пола Роджерса в космос
// Основатели английской группы сыграли в "Олимпийском" с новым вокалистом
Вопреки изначальному скепсису БОРИСА Ъ-БАРАБАНОВА и большинства поклонников группы Queen в отношении ее нового состава с вокалистом Полом Роджерсом, первый концерт команды в московском "Олимпийском" оказался ярким зрелищем.
открыть материал ...
16 СЕНТЯБРЯ, 12:08
Наш советский колумбарийМосковский концерт группы Queen оказался похож на сеанс караоке в московском баре, Брайан Мэй напомнил о научной степени, а зрители плакали. http://www.gazeta.ru/culture/2008/09/16/a_2838948.shtmlP.S. Bijou. 1991 г.