И стал свет. Фильм Мартина Скорсезе о Роллинг Стоунз

Sep 07, 2008 12:40


Посмотрел фильм Мартина Скорсезе "Да будет свет". Мастер сделал попытку разгадать феномен нестареющих Роллингов. Подобные попытки предпринимались постоянно с самых первых лет существования группы. Каждый журналист, который прорывался к Джаггеру или Ричардсу, надеялся получить исчерпывающие ответы на свои вопросы. В основном вопросы касались вокруг двух тем: в чём причина бешеной популярности этих английских парней, как долго просуществует группа. Вот одно из первых интервью Джаггера, год 1966 г. Говорит ещё совсем молодой певец: «Мне самому странно, что мы до сих пор выступаем, я не думал, что мы просуществуем более года. Прошло два года, но нас до сих пор называют новой группой».

Образ Роллингов, их слава, их песни уже давно существуют самостоятельно, отдельно от живых музыкантов, будут существовать после того, как участники группы закончат свой земной путь. Ведь существует слава Битлз, Дорз. Роллинги, если не считать Брайана Джонса, продолжают жить и творить. Правда, они, как правило, не исполняют своих старых песен. Каждый их тур продвигает последний выпущенный альбом. Мартин Скорсезе предложил Джаггеру и его старым приятелям сыграть в Роллинг Стоунз. Предложение заинтересовало компанию и четыре старых рокера очень убедительно сыграли самих себя. Однако нельзя не заметить в этом некий иронический, если не пародийный, смыл.

Первый кадр фильма: макет сцены, в центре маленькие фигурки музыкантов. Голос Джаггера: «Похоже на кукольный театр». Скорсезе режиссирует спектакль, под названием «Концерт Роллинг Стоунз» в зале BeaconTheatre. Когда-то Роллинги были символами молодёжного бунта. Тогда музыканты своим внешним видом бросали вызов буржуазному обществу. Джаггера арестовывала полиция. Он неоднократно побывал в тюрьме за хранение наркотиков. Роллинги в массовом восприятии 60-70-х годов на Западе- это бунт против буржуазных ценностей, это «Симпатия дьяволу» (Исследованию влияния Роллингов на молодёжную культуру 60-х посвящены фильмы, перечисленные в обзоре Б. Барабанова). Может, это была настоящая жизнь, а теперь только кукольный театр-имитация жизни? Теперь Роллинги, если не считать двух участников группы, отсеявшихся со временем, пожилые респектабельные джентльмены, каждый из которых обладает внушительным состоянием. Политики высшего ранга, среди них экс-президенты, выстраиваются в очередь, чтобы засвидетельствовать им своё почтение. Концерт проходит в фешенебельном нью-йоркском зале BeaconTheatre. Декорации выполнены в буржуазном стиле ампир, сцена украшена золотом, возле балконов восседают гипсовые львы. Не всякому по карману было купить билет на пафосную вечеринку с участием суперзвезд. (На последнем кадре фильма, когда Скорсезе кричит перевести камеру с Роллингов на Beacon, название зала, меня посетила мысль- не является ли всё это элементарным продактплесйментом?). Роллинги согласились сыграть самих себя. Сет лист был составлен так, чтобы, кроме новых песен, Роллинги исполнили эпохальные-- «Симпатия к Дьяволу» и «Сатисфакшн» (В данном случае нельзя согласится с господином Барабановым, что Скорсезе выбрал для этого фильма песни «незаслуженно забытые на обочине непрерывного гастрольного движения». «Сатисфакшн» все помнят! Другое дело, что Роллингам надоело исполнять эту песню). «Да будет свет!» И на сцене рождается целый мир, новая жизнь! По ходу фильма выясняется несколько замечательных вещей. Во-первых, судя по той энергии, с которой поют Роллинги, нельзя сказать, что они обуржуазились, сложили крылья, нет,-- на сцене они по-прежнему бунтари. С другой стороны, бунтарство ограничивается рамками их творчества. Они не принадлежали полностью к социальным движениям протеста, которые происходили на западе в 60-е годы. Джаггер пытался дистанцироваться от этих движений. В фильме в одном давнем интервью он говорит: «Мы никогда не пропагандировали наркотики, никогда не высказывались о религии». Роллинги умели идти на компромиссы, поэтому, возможно, просуществовали до сегодняшних дней. И ещё одна деталь. Роллинги сыграли единую команду Роллинг Стоунз. Скорсезе очень тонко обозначил дистанцию, которая разделяет участников группы. Граница проходит там, где начинается внутренний мир Джаггера, Ричардса, Вуда и Уоттса. Роллинг Стоунз это единство и борьба противоположностей. Мик Джаггер- безусловный лидер группы, он всегда на виду. Остальные участники группы выделяются каждый по-своему. Чарли Уоттс (барабанщик) пребывает в тени Джаггера, он играет роль наблюдателя. «Кем бы вы стали, если бы не были в группе?»-- спрашивали его на заре 60-х, «Я был бы художником» Этот скромный, замкнутый человек обладает художественным восприятием мира. Рон Вуд раскрывает себя, отвечая на вопрос, заданный ему и Кейту Ричардсу: «кто из вас лучше играет на гитаре?». Ответ Вуда: «он (Ричардс) знает, что лучше играю я». Вуд- мастер игры, ремесленник в лучшем смысле этого слова.  О Ричардсе, хотя известно,  участники группы отзываются как о (moral) нравственном человеке. Мне понравилось, как он ответил на вопрос, заданный Вуду: «Я знаю, что мы оба играем фигово, но лучше, чем все остальные». Ричардз- гитарист и вокалист. У него внешность человека, который не проснулся или спит на яву. Ричардс подтверждает это мнение о себе, отвечая на вопрос: «Что Вы чувствуете, когда выходите на сцену?» Ответ Ричардса: «Я просыпаюсь». Джаггер на аналогичный вопрос отвечал: «Я чувствую, что всё будет клёво».

Вот уже много лет журналисты, писатели и кинорежиссёры пытаются разгадать загадку Роллингов. Как долго вы просуществует? В чём причина вашей популярности? Чем вы будете заниматься через 6-10-20 лет? Эти вопросы Роллинги слышали десятки, может быть, сотни раз. А ещё каждый журналист пытался задать вопрос посложнее со множеством «подводных течений». Так в фильме звучит вопрос Джаггеру: «у вас перед выходом на сцену никогда не возникало сомнение, разочарование, желание прекратить эту деятельность?» Ответ: «обычно нет, хотя недавно, когда я был в тюрьме, за несколько часов до концерта я сказал Ричардсу, что всё, концерта не будет, всё конец! Но Ричардз был твёрд, вытащил меня из тюрьмы, и концерт состоялся». Фильм Скорсезе- очередная попытка разгадать загадку Роллингов. К какому же выводу приходит режиссёр, использовавший в названии фильма библейский стих? Вывод  что никакого исчерпывающего объяснения дать Роллингам нельзя. Как нельзя дать исчерпывающего объяснения чуду. Чудом было сотворения мира, во время которого Бог сказал «Да будет свет» «И стал свет»







Концерт одного режиссера
// "Да будет свет" Мартина Скорсезе и The Rolling Stones"Да будет свет" не первый фильм, зафиксировавший творчество The Rolling Stones для большого экрана, причем именно не первый фильм - концертные DVD оставим за скобками. Самой ранней и, пожалуй, самой радикальной попыткой зарифмовать The Rolling Stones со временем была лента Жан-Люка Годара 1968 года "Один плюс один" (другое название - "Sympathy For The Devil"), в которой фрагменты репетиций роллингов чередовались с монологами "черных пантер", а также сюрреалистическими неонацистскими и марксистскими фантазиями.
открыть материал ...
P. S.
Sympathy for the Devil, 1968 г.

Мартин Скорсезе, подкасты, рок музыка, рок идолы, американское кино, rolling stones

Previous post Next post
Up