Идеал частной жизни

Aug 05, 2007 12:38



Из книги Франсуазы Декруазетт "Повседневная жизнь Венеции во времена Гольдони".
"Слово "ридетто" означает "место сбора". КазИно, уменьшительное от слова casa (дом), подчёркивает малые размеры постройки и её неприспособленность для повседневной жизни... Здесь никогда не бывает рабочих кабинетов, это уютное жилище предназначено для общения, но не для делового, а, к примеру, дружеского, интеллектуального, возвышенного, и, разумеется, для любовных встреч. В домике для свиданий, где Казанова признал поистине бессмертные мгновения любовной страсти, "пять комнат с изысканейшей мебелеровкой" и с поваром английского посланника в придачу сдавались на период с ноября по Пасху за 600 цехинов, и "всё там было устроено так, что можно было беспрепятственно наслаждаться любовью, хорошей едой и предаваться сладостным занятиям".

Мне довелось посетить Венецию 21 июля 2007 г., но пока отложу разговор о поездке. Обращусь к процитированной книге. Глава, откуда взят фрагмент называется "Новые "храмы". Речь в ней идёт о том, что в Венеции в конце XVII-- начале XVIII века очень любили посещать театры. У иностранных путешественников даже сложилось мнение, что театров в Венеции больше, чем католических храмов. Г-жа Декруазетт подтверждает это мнение-- в XVIII в., пишет она, число театров значительно сократилось по сравнению с предыдущем периодом. Зато увеличилось число этих "ридетто" и "казино". Они и являют собой "новые храмы", придуманные венецианцами XVIII столетия. Что является сущностью новой религии, которую исповедовали в этих храмах? Полагаю, что в них в абсолют была возведена частная жизнь. Причём это была земная жизнь, в ней не было места заботе о спасении души. Люди должны были наслаждаться частной жизнью здесь и сейчас, для них не существовало забот о деньгах, о власти и прочих мелочах. В Венеции странным образом сочетаются индивидуальное и коллективное, земное и небесное. Долгое время венецианцы не строили мостов между каналами, которые отделяли дома друг от друга: нет лучшего способа оберегать частную жизнь. При этом венецианцы для всех других жителей Италии имели общие свойства характера, отличались необычайной солидарностью. Венеция представляется чем-то фантастическим, нереальным, но её жители возвели в XVIII в. идеал земную жизнь. Иногда ловлю себя на мысли, что сам неосознанно стремлюсь к этому идеалу.

Казанова, Венеция, Западная Европа, XVIII век, книги

Previous post Next post
Up