Leave a comment

ext_2706288 February 27 2015, 16:35:03 UTC
Спасибо!
Вот здесь есть что обсудить.
Как Вы думаете, зачем понадобилось Робеспьеру создавать "светскую религию"?
Почему не "принять" христианство в качестве таковой? При том, что абсолютное большинство французов исповедовало христианство.
И насколько "Культ Верховного Существа" выполнил свою роль, особенно когда был объявлен государственной идеологией?
Не было ли это одним из факторов падения Робеспьера?
Попытка "синтеза" светскости и религиозности здесь, конечно, просматривается. Но почему эта попытка провалилась? И христианство, и атеизм её пережили, а вот тот самый "светский культ" отмер?

Reply

albor_78 February 28 2015, 15:03:43 UTC
Вопросов тут, конечно, больше чем ответов.
Термидорианский переворот, мне думается, одна из самых загадочных страниц истории.

Одно здесь можно сказать с уверенностью - это то, что Робеспьер делает ставку на Дух. И при этом находит его источник в самом человеке.
А вот что позволяет ему это сделать, что позволяет ему верить в человека - это опять-таки нужно рассматривать отдельно.

Reply

ext_2706288 February 28 2015, 16:45:35 UTC
В том и дело, что не в человеке он ищет "дух", а пытается восстановить "дух над человеком ( ... )

Reply

albor_78 March 2 2015, 17:55:13 UTC
"Надчеловеческое" нужно понимать у Робеспьера как общественное, социальное, любовь к Отечеству. Ничего там "контрреволюционного" не было.

Другое дело не было достаточной проработки - это да.

Reply

ext_2706288 March 2 2015, 18:19:07 UTC
Вы знакомы с философией Руссо, ярым сторонником которой был Робеспьер?
Покажите мне в философии "природа совершенна; человек, прогресс - источник зла" "надчеловеческое добро" в виде общества.
Всё гораздо запутаннее с "Верховным Существом", чем Вы себе это представляете.
По сути, даже "общественный договор" Руссо был настолько противоречив, что требовал надчеловеческого, надобщественного регулирования. И Руссо это сам осознавал.
Кстати, человек в его понимании и был "обществом".
Что мы имеем в итоге?
Да всё тот же посыл к неразвитию, к "возвращению к "естественному состоянию"", к человеку совершенному от природы, избавленному от "зла прогресса", к возвышению плебейства, к требованию "идеального пастуха" над человечеством, которым не может стать человек через развитие. Вот именно такое "Верховное Существо" и продвигал Робеспьер.
Ни к чему другому таковые "исходные посылки" не приводят.

Reply

albor_78 March 2 2015, 18:29:15 UTC
Сводить посыл Робеспьра к "возвращению к "естественному состоянию"" после приведенных мною цитат - как минимум нелепо.
Сами же признаете, что там все было крайне противоречиво. А это значит, что кроме "естественного состояния" там есть и другая позиция. И Руссо - крайне раздираемый в этом смысле мыслитель. Почему спрашивается он так и не отрекся от христианства?

Reply

ext_2706288 March 2 2015, 18:45:03 UTC
Как же он мог отречься от христианства, если ему нужен был "надчеловеческий пастух", без которого "общественный договор", как путь обретения свободы сводился к полному отказу от свободы?
В том и дело, что противоречия просто раздирали его философию в клочья, не давая практических решений.
Следование идеям "общественного договора" Руссо, завело Робеспьера в тупик тотальной, кровавой диктатуры, с уклоном к диктатуре плебейства, и потребовало "Верховного Существа", как антитезы плебейству, "сферического коня в вакууме", которого невозможно вывести из человека и из развивающегося общества.
Сам Руссо признавал, что построить общество по "общественному договору" возможно только из общества богов. Т.е., к человеческому обществу никакого праатического применения...

Reply

albor_78 March 2 2015, 19:39:03 UTC
Вы клевещите на Робеспьера, вместо того чтобы попытаться ответить на вопрос: в чем суть противоречий Руссо?

Reply

ext_2706288 March 3 2015, 03:35:55 UTC
Я констатирую факты.
Противоречия Руссо очевидны - невозможно развитие "к добру", если развитие - "источник зла".
Нельзя стремиться к будущему, если идеал в прошлом. Это "движение спиной вперёд" - вслепую, наощупь.

Reply

ext_2706288 March 2 2015, 19:28:39 UTC
Вопрос не в том, к чему сводить или не сводить посылы Робеспьера, а в том, к чему они сводятся или не сводятся по его философии ( ... )

Reply

albor_78 March 2 2015, 19:52:11 UTC
Мне кажется у Вас достаточно упрощенный взгляд на религию.

Reply

ext_2706288 March 3 2015, 03:30:08 UTC
Дело не в религии даже, а в идеалистическом подходе, согласно которому, существует "высшая идея", "идея вне человека" - абсолютная и статичная (а абсолютное, "идеальное" не может быть не статичным - любое развитие означает неидеальность, а лишь возможное стремление к идеалу), независимая от развития человека, которому заказан, запрещён этот КОНКРЕТНЫЙ уровень, недостижим по собственной воле.
Вот эта вот "идея" - она же и есть Бог. Разве нет?

Reply

ext_2706288 March 3 2015, 13:05:56 UTC
Может быть, и упрощенный, но я смотрю и вижу ЛЕС. Мне в этом смыле не интересны кустики-цветочки-грибочки-ягодки, и "сложные завиточки". Лес он и есть лес.
Теизм - он и есть теизм. Идеализм - он и есть идеализм.

Reply

kotbayun1965 March 3 2015, 08:18:17 UTC
"Как Вы думаете, зачем понадобилось Робеспьеру создавать "светскую религию"?"
Это же элементарно. Якобинцы пытались сохранить дух христианства, но ликвидировать влияние католической церкви. Читайте Лозинского "История папства" - Вам понравится.

Reply

ext_2706288 March 3 2015, 08:36:40 UTC
Верно!
Я ж об этом и писал выше.
Неуклюжая попытка "отсечь лишнее" от того, что не делится на части.
Вот только, "дух христианства" зачем-то "освободили" от Христа, и посадили на его место "Верховное Существо".
Вы думаете, есть смысл пытаться "освободить" православие от православной церкви?

Reply


Leave a comment

Up