Пробуждение 3

Feb 27, 2015 17:19



Обсуждая тему взаимоотношений коммунистического движения с религией, мы, конечно же, не можем пройти мимо такой обширной темы, как Великая Французская Революции (ВФР).
Тема ВФР настолько обширна, что, каждый раз погружаясь в нее, неизбежно тонешь в деталях и разного рода подробностях. Во избежание этого рассмотрим мы ее тут как можно более сухо и схематично, стараясь не выпускать из виду нашей главной темы.

Итак, в 1789 году, начавшись с требования Генеральными штатами конституции и ознаменовавшись взятием Бастилии, свершилась революция.
Учредительное собрание провозглашает права человека и начинает работу над конституцией.
Июнь 1791 года - король пытается бежать, что воспринимается народом как измена. Становится известно о его сговоре против революции с иностранными державами.
Сентябрь 1792 - провозглашается Республика.
Январь 1793 года - короля казнят.
Июнь 1793 года - после зачистки уличенных в сговоре с монархистами жирондистов, вся полнота власти концентрируется в руках якобинцев.

Находясь в осаде со стороны окружающих ее монархий, Республика яростно сопротивляется. Приведу цитату из Википедии:

«Все материальные ресурсы стали предметом реквизиции. Фермеры сдавали зерно, корм, шерсть, лен, коноплю, а ремесленники и торговцы - выпускаемую продукцию. Сырье тщательно искали - металл всех видов, церковные колокола, старую бумагу, ветошь и пергамент, травы, хворост и даже пепел для производства калийных солей и каштаны для их перегонки. Все предприятия были переданы в распоряжение нации - леса, рудники, карьеры, печи, горны, кожевенные заводы, фабрики бумаги, фабрики тканей и мастерские по производству обуви. Труд и ценность произведённого подлежали регулированию цен. Никто не имел право спекулировать пока Отечество находилось в опасности. Вооружение вызывало большую обеспокоенность. Уже в сентябре 1793 был дан толчок по созданию национальных мануфактур для военной промышленности - создание фабрики в Париже для производства ружей и личного оружия, гренельский пороховой завод. Особое обращение было сделано ученым. Монж, Вандермонд, Бертолле, Дарсе, Фуркруа усовершенствовали металлургию и производство оружия.»

Жесткими и непреклонными методами якобинцы успешно выводят страну из глубочайшего кризиса, выстраивают экономику мобилизационного типа, в короткие сроки реорганизуют и переоснащают армию, создают новые офицерские школы. И дают отпор интервентам.
Якобинцев часто упрекают в развязывании террора, забывая при этом, что террор был вызван требованием народных масс, в свою очередь панически напуганных иностранной интервенцией и предательством элит.

Почему понадобилась эта краткая историческая справка с перечислением общеизвестных фактов? Дело в том, что Французская революция считается буржуазной. И это так - оспаривать мы это не собираемся. Но по мере поэтапного предательства со стороны элит и радикализации революционного движения, буржуазная повестка дня уходит как минимум на второй план, а то и дальше. Ведущую роль играет лагерь якобинцев, известный своими левыми взглядами.

Но что собственно интересно нам по нашей теме, так это раскол якобинского лагеря на две противоборствующие фракции. И одной из определяющих причин раскола становится отношение этих фракций к религии.

Радикально левая фракция эберистов требует внедрения так называемого «культа Разума». Эберисты атакуют церковь, занимают храмы, принуждают священников отречься от сана, глумятся над святынями и проводят своего рода полукарнавальные мессы с «богинями разума». Фуше, примкнувший к этому лагерю, сверх всего перечисленного ещё и устраивает казни.
В другом лагере якобинцев Робеспьер прекрасно понимает, что если эту вакханалию не остановить, то радикалы очень быстро настроят против революции почти всё в большинстве своем по-прежнему католическое население Франции. После попытки путча со стороны радикалов в марте 1793-го последних казнят. В противовес культу Разума Робеспьер провозглашает «культ Верховного Существа».



Народ Франции признаёт Верховное Существо и бессмертие души

По аналогии с культом Разума культ Верховного Существа трактуется как атеистический и антихристианский. Что касается атеизма, это совершенно не так, ибо сама затея замены культа Разума на культ Верховного Существа строилась на противодействии атеизму. Ведь новый культ провозглашал бессмертие души и верховенство этой самой надчеловеческой Сущности. И это не совсем так, что касается антихристианства. По свидетельству современников католики с радостью восприняли новость о провозглашении культа Верховного Существа. Этот культ, по существу, был направлен на примирение между светскими людьми и людьми верующими.

Было ли провозглашение культа Верховного Существа конъюнктурным решением для зачистки экстремистского сумасбродства? Исследования показали, что базовые принципы «культа» были глубоко созвучны внутренним убеждениям Максимилиана Робеспьера. Робеспьер, в свою очередь, опирался на взгляды Руссо, отвергавшего атеизм эпохи Просвещения. Руссо склонялся к обожествлению природы, но при этом в его концепциях доминировала морально-этическая составляющая. Эти же мировоззренческие основы мы обнаруживаем и у Робеспьера.



Максимилиан Робеспьер (6 мая 1758, Аррас - 28 июля 1794, Париж) - вполне себе светский человек, прекрасно владевший латынью и всем соответствующим культурным багажом своего времени. Вот два небольших отрывка из его речи, которую он произносит 7 мая 1794 года под аплодисменты конвента:

«Общество было бы совершенным, если бы оно сумело создать в себе быстро действующий инстинкт в отношении морали, не ожидая запоздалой помощи суждения, которое заставит его делать добро и избегать зла (…) Таким образом то, что создаёт этот драгоценный инстинкт, или то, что заменяет его, то, что восполняет недостаток власти человека - это религиозное чувство, запечатлевшее в душах идею санкции, данной предписаниям морали силой, стоящей выше человека; поэтому я не думаю, чтобы какой-либо законодатель решился когда-нибудь сделать атеизм национальным воззрением».

«…умирающий Сократ беседует со своими друзьями o бессмертии души; Леонид у Фермопил, ужиная со своими товарищами пo oружию в мoмент сoвершения самoгo герoическoгo замысла, который человеческая добродетель когда-либо породила, приглашает их на другой день на другой банкет, уже в новой жизни. От Сократа до Шoметта и от Леонида до Пер Дюшена далеко. (Аплодируют.) Великий человек, истинный герои слишком уважает самого себя, чтобы ему нравилась идея своего уничтожения; злодей, презренный в своих собственных глазах, отвратительный в глазах другого, чувствует, что природа не может сделать ему лучшего подарка, чем ввергнуть его в небытие. (Аплодируют.)»

*Шометт - один из лидеров эберистов.
* «Пер Дюшен» - сатирическое издание, «Шарли» той эпохи.

Опора на Дух, на безусловное, на надчеловеческое начало - является смысловым ядром идеологического дискурса Робеспьера.
Опыт Робеспьера бесценен. По сути, он являет собой, пожалуй, первую и в своем роде единственную попытку в истории человечества в построении государственной идеологии, которая при этом оставалась бы созвучной и не противоречащей традиционной религии.

Ссылки:
Мишель Кюлома «Светская религия, от Руссо к Робеспьеру»: http://ahrf.revues.org/12385
Жозьян Буляр-Айуб «Робеспьер - Руссо у власти»: http://rousseauassociation.ish-lyon.cnrs.fr/publications/TOC/PL3/PL3-Boulad-Ayoub.pdf

метафизика, религия, Робеспьер

Previous post Next post
Up