На первом канале на этой неделе был показан многосерийный телефильм «Григорий Р.» посвященный Григорию Распутину. Сериал примечателен тем, что весьма и весьма старательно выбеливает далеко неоднозначные фигуры российской истории. Фигуры, между тем, по-своему способствовавшие краху Российской Империи: любимая фрейлина императрицы Анна Вырубова (показана исключительно как страдалица), Петр Бадмаев (Бадмаев в первой сцене своего появления прям таки и предстает пред зрителем в белом костюме), ну и, конечно же, Распутин, в талантливой интерпретации Владимира Машкова.
На всякий случай, дабы не быть голословным, сразу небольшая справка. Пьер Жильяр наставник цесаревича Алексея Николаевича в своей книге «Тридцать лет при русском дворе: Трагическая судьба Николая II и его семьи» пишет: «Я убежден, что, зная через Вырубову течение болезни
(Наследника), он (Распутин), по уговору с Бадмаевым, появлялся около постели Алексея Николаевича как раз перед самым наступлением кризиса, и Алексею Николаевичу становилось легче. Ее Величество, не зная ничего, была, конечно, не один раз поражена этим. И она поверила в святость Распутина. Вот где лежал источник его влияния».
Нужно сказать, что любой революционный процесс состоит всегда из двух составляющих. Это поднятие народных масс и загнивание элит. Попытка так однозначно выбелить одну из составляющих (мол, не было никакого загнивания) не может не являться попыткой очернить другую сторону - во всем виноваты свирепые народные массы, большевики и т.д. Ну да, ну да.
Впрочем, кое-какая элитная гниль в телефильме всё же показана. Так, по мнению авторов фильма, в заговоре против Распутина прямое участие принимала английская агентура, ну и соответственно часть российской элиты ею скурвленной. Инициатором заговора выступает не кто иной, как сам посол Великобритании Бьюкенен. И здесь авторы фильмы вынуждены проговориться относительно германофильства Распутина. А иначе, зачем англичанам его убивать?
Да, действительно, англичане, опасаясь, что Россия выйдет из войны, вели себя очень активно. И думается, что Распутин далеко не единственная их жертва. Ну а германцы? Проговориться-то авторы фильма по поводу германофильства Распутина - проговариваются, но и не более. А ведь всё было гораздо сложней!
В связи с этим очень своевременно звучат вопросы, заданные Сергеем Ервандовичем в его исследовании «Судьба гуманизма в XXI столетии». А также возможные ответы, которые он предлагает к рассмотрению:
«Что делали защитники царя, что делали влюбленные в него монархисты? Я не спрашиваю даже о том, что они делали в момент, когда Февральская революция уничтожала их любимую монархию. Я спрашиваю, что они делали для того, чтобы спасти царя и его семью? Они ведь должны были что-то делать, не правда ли? И их было немало - тех, кто хотел спасать. Они были достаточно умелыми. Они могли и должны были воспользоваться царящим хаосом...
Так почему они не спасли царя и его семью?
Признаем только, что (внимание!)
монархисты не смогли спасти царя и его семью, потому что этим спасением руководила царица, которая полностью доверилась дочери Распутина Матрёне и ее мужу Соловьеву.
После свержения монархии царица контролировала ситуацию в семье и в том, что касалось семейной политики, даже больше, чем до свержения монархии. Матрёна Распутина и ее супруг сказали ей, что надо ориентироваться только на них, и царица отсекала всех спасителей, которых не рекомендовали ей Соловьев и Матрёна. В результате Соловьев и Матрёна последовательно и бестрепетно привели семью в точку, где она была ликвидирована. Это утверждение принадлежит не мне, а следователю Н. Соколову, человеку вполне честному, настроенному монархически, белогвардейски, антибольшевистски и так далее. Профессионалу, проявившему в своем расследовании поразительное упорство. И заплатившему за это жизнью.
Но кому на самом деле доверилась царица? Кого олицетворяли для нее Матрёна Распутина и ее супруг? «Кто обманывал императрицу?» - спрашивает Николай Соколов. И отвечает, что обманывали царицу Матрёна Распутина и Борис Соловьев. Что царица полностью доверилась Борису Соловьеву и так далее.
Но почему она доверилась Борису Соловьеву? Ведь тем, что он является мужем Матрёны Распутиной, это может быть объяснено лишь отчасти. В существенной степени это объяснено тем, что Соловьев был для царицы посланцем некоего Тибета, к которому она была неравнодушна. Что Соловьев олицетворял для царицы некую тибетско-германскую линию, некую тибетско-теософскую линию, конкретную тибетскую линию в ее интерпретации госпожой Еленой Блаватской, у которой Соловьев учился во время своего пребывания в Теософской школе Блаватской, находящейся в городе Адьяре.
Итак, царица (да и не только она) верили: а) Бадмаеву, грезившему Тибетом, б) Доржиеву, грезившему Тибетом и помогавшему Бадмаеву, в) Гедину, с которым строили специальные отношения, несмотря на то, что Гедин к началу Первой мировой войны стал предельным германофилом и русофобом, работал на немецкую разведку, и, наконец, г) этому самому Соловьеву. О Распутине уж и не говорю».
Цитата отсюда:
http://rossaprimavera.ru/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii-67 О Распутине подробней здесь:
http://rossaprimavera.ru/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii-66 О Бадмаеве:
http://rossaprimavera.ru/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii-64 О Свене Андерсе Гедине:
http://rossaprimavera.ru/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii-62