В своей статье
«О коммунизме и марксизме-55» Сергей Ерванодович говорит следующее: «До тех пор, пока никто не скажет во всеуслышание, что нам наплевать на величие рынка, объемом потребительских даров, что нам наплевать на сами эти дары и что нас интересует другое - ничто не сдвинется с мертвой точки».
В этой звонкой пощечине по похабной морде капитализма с предельной ясностью выражена
мысль об окончательном и бесповоротном выборе, который нам каждому необходимо совершить, если мы действительно хотим вытащить человечество из той зловонной смертельной трясины, куда его погружает эта самая похабная морда.
Но как трудно это сделать! Я каждый день с ужасом наблюдаю, как едва скопив немного деньжат, люди бегут куда-то их тратить. Новые обои, ремонт, бытовая техника, новая машина. Это какая-то бесконечная круговерть. На это дико смотреть. Хочется кричать: люди остановитесь, вы же умираете в этих вещах!
Я совсем не утверждаю, что я чем-то лучше. Но в последнее время появился несколько иной взгляд на вещи. Я смотрю на окружающие меня предметы и задаюсь простым вопросом: это они мне принадлежат или это я им принадлежу? Кто вообще здесь хозяин?
Задаваясь этим простым вопросом, очень быстро понимаешь, как мало на самом деле нужно человеку с материальной точки зрения. Возникает очень острое желание избавиться от всего лишнего, едва ли не сжечь весь этот хлам, которым оброс за последние годы.
Быть может это и есть искомая свобода, которую ты вдруг обретаешь, обретая «быть» вместо «иметь»?
Тезис Кургиняна хорош еще и тем, что это, по сути, ленинский тезис про социализм и вшей: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!»
Мобилизационная составляющая ленинского тезиса здесь кратно усилена драматичностью сложившейся ситуации. Трагизм ситуации в том, что бороться теперь приходится даже не за социализм, а за человечество и человечность как таковую.
Жирная смазливая вошь потребительства оказалась опасней любых других реальных вшей. Она затягивает человека, цепляет его за душу, ласково напевает ему о столь «необходимом» комфорте, что далеко не каждый имеет мужество не слушать льстивые напевы этой гадины, отбросить и раздавить её.
Между тем именно это необходимо сделать, если мы действительно хотим побеждать. Да, это может быть как-то обидно - довольствоваться небольшой зарплатой и низкими потребительскими возможностями. Но в конечном итоге делая ставку на нематериальное, ты обретаешь некую внутреннюю убежденность, некую внутреннюю сосредоточенность борьбы и уверенность правильности своего нравственного выбора. Твоя внутренняя убежденность в один прекрасный момент выкристаллизовывается в нечто, что ранее никогда в себе еще не ощущал - в некое пока еще только подобие целостного бытия. И за одну только эту, пусть даже еще, призрачную возможность ты не отдашь никакие сокровища на свете.
Так неужели мы не сумеем донести до людей смысл подлинного бытия, если сами действительно встали на этот путь? Или что-то может еще помешать? Что? Червь эгоизма?