Средь зарослей сорного клена, ни троп, ни дорожек лишь тлен дыхание смерти и шорох истории, слёз и поэм.
Здесь всё позабыто, веками, налет паутины и мха и я затаивший дыханье иду, сам не зная куда...
Часть четырнадцатая, промежуточно заключительная.
Туда надо вернутся, так же как на Булыгинское в Барнауле, с Бийском сложнее, туда пока доедешь-устанешь, как вариант ехать только на кладбище и ходить по нему четыре часа от приезда до отъезда.
На эту часть я оставил самое интересное.
Возвращаюсь к начатому в
первой части рассказу о купцах Осиповых.
Так как будущий купец Осипов видимо начинал как простой работник, то судя по всему удачно женился...на более старшей невесте.
Первый бийский документ, в котором встречается имя Осипова, метрическая книга Успенского собора. В разделе бракосочетавшихся записано, что в 1874 году 16 января Василий Николаевич сочетался браком с купчихой 2-й гильдии Агапией Мануиловной Фадеевой. На день свершения таинства жениху было 23 года, невесте - 28, у обоих первый брак. Свидетели - купечские сыновья Александр Михайлович Сычёв, Григорий Иванов, и туринский мещанин Михаил Александрович Притчин.
1.
В 1899 г. на благотворительные пожертвования бийского 2-й гильдии купца Василия Николаевича Осипова вместо старой и обветшавшей церкви стал возводиться новый деревянный на каменном фундаменте храм, сохранивший за собой название предыдущего. Освященный 9 апреля 1901 г., храм просуществовал около 40 лет и был разрушен в конце 1930-х гг. Первым старостой кладбищенской церкви стал купец Павел Мальцов. С 1874 г. на эту должность заступил бийский мещанин А.И. Вязигин. В 1887 г. его сменил бийский купец В.Н. Осипов. После смерти последнего, с 1905 г., обязанности церковного старосты ревностно исполнял его сын, бийский 1-й гильдии купец А.В. Осипов. Именно по ходатайству купца А.В. Осипова, Бийская городская Дума решением от 26 марта 1914 г. отвела участок городской земли рядом с Вознесенским кладбищем, по направлению к лестнице, размером 45 на 45 саженей под постройку дома для причта кладбищенской Вознесенской церкви. Постановление Думы г. Бийска утвердил Томский губернатор.
2. Здесь покоится прах рабы божьей Агафьи Мануиловны Осиповой родившейся 5 февраля 1847 года, скончавшейся 1 февраля 1903.
В мемуарах жителя Бийска А.Т. Гречушкина «Век нынешний и век минувший» приводится яркое и выразительное описание Бийского Вознесенского кладбища начала ХХ в.: «Кладбище, расположенное высоко на горе перед городом, манило своим красивым видом роскошных старых природных берез и насаждений из тополей, простых и серебристых, зарослей сирени и других пород деревьев. На фоне деревьев из зелени высовывалась розовая остроконечная деревянная колокольня, с которой по временам был слышен малиновый звон, распространявшийся над тайной кладбища, окружающих полей нагорной части и над шумным городом… Под этот неторопливый звон бийчане ходили между оградок, памятников, читали надгробия, рассматривали фотографии на некоторых памятниках, любовались скульптурами из белого, серого мрамора, засматривались на памятники, сделанные искусной рукой резчика, читали высеченные на камнях и оттиснутые золотом то даты жизни, начало и конец, то стихи горькие и выразительные об утрате, то рассматривали художественно исполненные венки из металла, фарфора, мелко украшенные шелковыми выцветающими лентами. На некоторых могилах были поставлены целые шкафы-футляры для венков. Эти футляры окрашены снаружи и внутри белой краской, передняя стенка вся застекленная большими стеклами, вставленными в такие ажурные деревянные рамы. Общая форма таких футляров приближалась к форме необычно толстого креста. Кладбище хозяйственно окружено глубокой канавой и насыпью со стороны кладбища. По насыпи посажены кустарники весьма густые и колючие, делающие еще более недоступным форсирование этой преграды. Так было в конце
ХIХ века и первые два десятилетия ХХ века».
3.
4.
Самым крупным по размерам и сложности изготовления является памятник-часовня начала ХХ в. на могилах бийских купцов Осиповых - Василия Николаевича и Агафьи Мануиловны. В настоящее время надгробие в руинах. Четыре декоративные мраморные колонны, некогда державшие главу часовни, утрачены. Чаще всего встречаются памятники пирамидальной формы на кубических и прямоугольных тумбах, профилированные карнизами и фронтонами (на могилах Г.А. Сухова, Т.Ф. Мезенцевой, Г.В. Иванова, членов семьи Притчиных), а также горизонтально лежащие мраморные и чугунные прямоугольные плиты (на могилах Н.К. Палабужевой, А.П. Новиковой, М.Н. Лаврова, А.С. Генералова и других). Среди надгробий есть произведения с изобразительной символикой в виде аллегории прерванной жизни - дерева с обрубленными ветвями, угасающих вымпелов (могила Г.А. Сухова). Встречается и мотив вечного цветения жизни, щедрого земного изобилия в виде виноградной лозы, обвивающей колонну. Некоторые памятники содержат трогательные поэтические эпитафии.
5. Здесь покоится прах раба божьего Василия Николаевича Осипова родившегося 20 марта 1950 года, скончавшегося 18 марта 1904.
6. Мир праху вашему незабвенные родители.
7.
8. Здесь покоится тело раба божия Григория Александровича Сухова родился 17 ноября 1946 года, скончался 15 июня 1907 года.
Мир праху твоему незабвенный супруг, дорогой наш отец.
9.
10.
11. Сколько заплатили родственники новопреставленных, чтобы закопать прах рядом с историей?
И почему это разрешили непонятно, по сути тут перекрыли доступ к старым памятникам, их тут множество на небольшом участке.
В советское послевоенное время с западной стороны Вознесенского кладбища открыто новое - Коммунистическое, которое слилось со старыми - Вознесенским, с восточной стороны и Татарским, с западной. На территории Вознесенского кладбища в настоящее время сохранилось более 160 высокохудожественных надгробных памятников, изготовленных из различных видов мрамора и гранита на мраморном предприятии М.Д. Кочерженко в городе Томске, Колыванской камнерезной фабрике, мастерами Бийска и европейской части России. Среди них особыми художественными достоинствами отличаются монументы, относящиеся к концу ХIХ - началу ХХ в.
Я прошел менее 10% от интересных мест, просто на этом кладбище нужно ходить очень осторожно и желательно в более капитальной обуви и одежде, чаще смотреть под ноги, реже по сторонам, именно поэтому у меня какими-то клочками всё вышло, но так было и с первым посещением Булыгинского кладбища, а после третьего его посещения я начал в нем ориентироваться так, как будто тут пролежал полвека)
Ни до Татарского, ни до Коммунистического участка я не дошел, поэтому это кладбище на одном из первых мест в моих планах на предстоящий сезон.
Интересно для кого ещё два приготовлено?
12. Кириченко Мэри Александровна 1928-2005.
13-14. Вот это я точно упустил, Братская могила венгров-интернационалистов.
На этом промежуточный конец.