Док Дискуссия / 7

Oct 12, 2011 14:35

02-09-2011 00:46:39 Пишет Иикка Вехкалахти:

Дорогой Туэ и другие! Я так рад, что Луиза и Микаэль вытащили, наконец, кота из мешка (или как это правильно сказать по-английски?). Так или иначе, сейчас, когда прошёл уже месяц, с тех пор как я попрощался с позицией комиссионного редактора (который часто занимает далеко не главную позицию в собственной организации) и пишу из Финляндии, бывшего «рая для документалистов», могу добавить лишь несколько строк. В течение последних месяцев я так много писал о грустном, о ситуации в Финляндии и во всём мире, что больше не хотелось бы повторять то, что уже было сказано. Возможно, ситуация каких-нибудь 20 лет назад была гораздо хуже, но разве ещё когда-нибудь выходило столько документальных фильмов, как в тот период?



Какие перспективы, какое будущее ждёт то кино, о котором говорят Луиза, Микаэль и Туэ?

Полнометражное документальное кино. Фильмы, которые снимаются для большого экрана, должны и финансироваться из тех же источников, что финансируют фильмы для большого экрана. Это означает государственное финансирование (такими организациями как Совет по искусству, Кинофонд и т.д.), полноценный кинопрокат и сотрудничество с телевизионными каналами, заинтересованными в трансляции известной, брендовой продукции. Бюджет таких проектов будет не слишком значительным по меркам художественного кино, однако он будет достаточно большим, по сравнению с бюджетом так называемых обычных документальных фильмов. Нельзя строить стратегию выживания большого документального кино, опираясь на телевидение.

Телевизионные доки. Телевидение - это совсем другая площадка для документального кино, отличная от кинопроката и фестивалей. Делая документальные фильмы для телевидения, следует чётко представлять себе, какие именно фильмы нужны для телевидения (не для кинопроката и фестивалей!). Лет 10-15 назад кинодокументалисты очень сильно зависели от телевизионного проката. Ситуация изменилась, когда на сцене снова появились такие игроки как кинофестивали и кинотеатры. Сейчас нужно вернуться на телевидение и создавать документальные фильмы, которые смогут завоевать сегодняшнюю телевизионную аудиторию, а не использовать телевидение в качестве источника финансирования для фильмов, предназначенных, в основном, для большого экрана и кинофестивалей.

Лично мне хотелось бы видеть развитие острого, актуального, реалистичного документального кино, которое часто можно посмотреть только на фестивалях. Вопрос лишь в том, как наладить его финансирование. Надеяться на богатых меценатов или на государственные субсидии? Или в корне изменить сам процесс производства - «вернуться к истокам», в смысле к «человеку с камерой»? Что бы мы ни выбрали, без поиска новых направлений в сфере кинопроката нам не обойтись.

С развитием Интернета появилось так много новых площадок для проката документальных фильмов. Но я не знаю ни одной по-настоящему успешной. Почему? В течение двух лет мы разработали и опробовали различные концепции, и одним из предложенных нами решений было объединить такие сетевые ресурсы по принципу объединения отдельных документалистов для совместного производства.

Такое объединение сделает возможным взимание платы за скачивание документальных фильмов (что на общественных ресурсах сделать очень трудно, а то и невозможно), пусть даже сумма будет совсем маленькой (полагаю, где-то между 1,99 и 2,99 евро). Если совместными усилиями всех заинтересованных лиц удастся создать глобальный ресурс, доступный для зрителей со всего мира, документалисты получат, к тому же, широкую аудиторию для своих фильмов.

Иикка Вехкалахти, кинорежиссёр и на протяжении многих лет - комиссионный редактор на YLE (Финляндия). Известен своими интернационалистскими убеждениями и новаторскими работами (например, «Шаги в будущее» (Steps for the Future). Сейчас преподаёт в Школе Театра, СМИ и Коммуникаций при университете в Темпере (Финляндия).

На фото: Виктор Коссаковский, режиссёр любимого документального фильма господина Вехкалахти - «Беловы»

-----------------------------------------------
Оригинал на английском

документальное, Док Дискуссия, профессиональное сообщество, Иикка Вехкалахти, filmkommentaren

Previous post Next post
Up