Удивительная тенденция: вслед за Бэнкси документальный фильм снял еще один представитель стрит-арта - француз JR. Это начинает настораживать, потому что современное уличное искусство и его творцы явно заслуживают большего - того, чтобы о них снимали кино хорошие документалисты, а не они сами. То ли стритартщики не доверяют киношникам, то ли киношников не вдохновляет стрит-арт, но факт остается фактом - пару недель назад во французский кинопрокат вышла картина режиссера
JR под названием «Женщины - герои» (
Women are Heroes). Премьера фильма состоялась в прошлом году на Каннском Кинофестивале прямо на пляже под открытым небом в рамках «Cinéma de la Plage» и «Международной недели кинокритики». Затем были показы на МКФ в Гамбурге и Ла Рошеле. И вот теперь европейский прокат.
You can watch this video on www.livejournal.com
Собственно, фильм называется так же, как и один из международных художественных проектов JR. И кино в данном случае, судя по всему, является в большей степени придатком, эдаким ярким бонусом к основному творчеству автора, нежели самостоятельным произведением. Сразу вспоминается наш июньский
пост, который удивительным образом переплетается с этой историей. Тогда мы пытались рассуждать о недостатках фильма Бэнкси и безусловных достоинствах его граффити, о знаменитом Филиппе Пети и картине «Человек на канате» и о художнике Христо Явачеве, про которого документалисты Альберт и Дэвид Майзелс в 70-х годах снимали шикарные картины. Не ясно, почему в те годы тандем документалистов и художников был возможен, а сейчас последние чаще сами берут в руки камеру и садятся за монтажный стол. Вновь становится обидно, потому что уж такой персонаж уличного искусства как JR со всеми его грандиозными «фото-граффити» запросто мог бы стать героем невероятного неигрового кино.
Свое имя и возраст он скрывает, хотя вроде бы ему нет еще и тридцати. Вот уже на протяжении нескольких лет в самых разных концах света он открывает собственные колоссальные нелегальные галереи под открытым небом, сочетая в них не только искусство, но и идеологию. По сути, главное послание его творчества - помочь людям пробудить гуманность в самих себе.
Так, в 2006 году JR разместил гигантские фото-образы довольно бандитской тусовки из парижского метро прямо на домах буржуазных районов французской столицы и назвал эту акцию «Портрет поколения». В пику общепринятым представлениям о молодых мигрантах - удрученных, неприветливых и настроенных на общественный беспорядок, герои работ JR выглядели забавно и совсем не страшно, потому что были сфотографированы определенным образом. Вскоре об этом проекте заговорили серьезные газеты, известная галерея «Paris City Hall» тоже покрыла свое здание фотографиями JR, говорят, даже на мэрии появились эти лица из метро, после чего акцию стали считать полностью легализованной.
В 2007 году в 8-ми палестинских и израильских городах JR создал проект «Лицом к лицу». Пренебрегая всякой безопасностью, команда художника разместила на домах и на пограничном заборе между двух государств гигантские постеры палестинцев и израильтян друг напротив друга, лицом к лицу.
«Женщины - герои» превзошли все предыдущие проекты художника. В течение долгого времени JR окутывал огромными изображениями глаз и лиц женщин целые фронтоны зданий, мостов, крыш, набережных и поездов в бедных районах Бразилии, Индии и многих африканских стран. Образы женщин, находящихся в условиях политических конфликтов и тотального экономического кризиса, он сделал светлыми и задумчивыми. Люди, живущие в нищете и голоде, очевидно, открыли в этих портретах нечто абсолютно бесполезное с точки зрения быта, но прекрасное и крайне важное для их собственной невеселой жизни. Граница между зрителями и участниками напрочь стёрлась в этих трущобных арт-галереях. JR в очередной раз создал удивительный мир для местных жителей и послание всему остальному обществу. На этот раз он зафиксировал всё это действо на плёнке, из которой и смонтировал свой первый фильм.
С другой стороны, почему бы и нет? Эти уличные проекты JR сами по себе имеют определенную схожесть с документальным кино. Подобно режиссеру, снимающему фильм о бесправных и маленьких людях и возводя их тем самым в ранг настоящих героев, JR воспроизводит в гигантском масштабе портреты тех, чья жизнь невероятно тяжела и неприметна, подчеркивая значимость их судеб и приковывая к ним взгляд всего мира.
Недавно JR был награжден престижной премией в 100 000 $, учрежденной Лос-анджелесским некоммерческим фондом TED. Эта премия ежегодно присуждается людям, которые живут и работают под альтруистическим лозунгом «Одно желание - изменить мир». Художник признался, что изумлен, потому что никогда не подавал заявок ни на какие призы и не слышал ни о каких номинациях, и отказывался общаться с представителями фонда иначе, как по скайпу, в темных очках и надвинутой на глаза шляпе.
Сейчас, на пике популярности, JR получает очень много предложений от компаний, которые хотят использовать образцы его работ для рекламы своего бизнеса. Однако, художник говорит: «Это основная линия, которую я выбрал, - никогда не принимать спонсорскую поддержку, всегда быть совершенно свободным и независимым на 100 процентов в финансовом плане, чтобы когда кто-то видит твою работу, он точно знал, что к этому не имеет отношение Кока-Кола. Никаких брендов».
Вот такой почти мистический, нетривиальный и бескорыстный герой - JR. Находка для кино.