Дневник деда. Часть III.

May 09, 2010 13:24






Промежуток пропущенного времени, т.е. с 10 октября 1943 года по 19 апреля 1945, промежуток почти полтора года, этот промежуток мне хочется восстановить, хотя бы кратко, на память. Переезды и места действий и остановок, и выполнение задач.

Тогда из деревни Корени наша часть выехала на задание по восстановлению дороги, а я и еще два товарища Гурьянов и Спичаков остались делать бочонки для засолки капусты для батальона. Через несколько дней рота вернулась и поехали в дер. Подберезки, где стали готовить лес для моста в город Сураж. Работали по ночам, при кострах работать плохо, темно. Обделка по шнуру. Лес возили для сплава на реку, а накануне октябрьской революции (праздник) плотили плоты 3-4 дня. Потом погрузились на плоты по 2-3 человека, поплыли в город Сураж. Ночью не плыли, опасно, река быстрая и каменистая.

Тут сгрузились, а до Сурожа гнали другие товарищи. Потом поехали на машинах в Сураж вытаскивать этот лес из воды. В городе Суроже проработали на реке по выгрузке леса, плотов из реки дня 3-4. Погода стояла сырая и холодная, шел дождь. Канаты мокрые и все мы были мокрые. После этого поехали км на 80 в прорыв наших войск, направление Витебск. Прорыв был на ширину только 2-3 км и глубина на 70 км. К прорыву доехали вечером, а проезжали ночью: дорога грязная, осень, дождь, машины вязнут и буксуют. В сплошную приходилось застилать дорогу соломой, досками и бревнами. Ночь, странная темнота, рядом человека не видно и противник обстреливал из минометов и артиллерии. За ночь продвинулись километра на полтора. Только к свету на второй день перебрались за речку и тогда движение пошло лучше немного, заморозило грязь. К вечеру приехали в один лес около озера и тут ночевали 2 ночи.

Утром двинулись вперед. Но тут дорога еще стала хуже, пошел дождь и машины все пришлось подгонять одну за одной силами солдат. Все по колено в грязи и сквозь мокрые. Всю ночь возились с машинами и на рассвете кое-как, совершенно выбившись из сил, остановились в одном лесу и разбили палатки. Недалеко стояло несколько целых домиков. Отсюда ходили два или три раза на ремонт дороги километров за 5 от места стоянки. Работа была небольшая, но дорога трудная, грязь и вода сплошь по дороге.
Движение машин было массовое. Здесь на дороге впервые видел массовое движение угнанных немцами стариков, женщин и детей, освобожденных или, вернее, вырванных у немцев, и теперь идущих домой. Погода, дождь не утихает.




За это время дед заслужил Орден Славы III степени. Зам. командира отправил письмо семье деда. Когда бабушка Тася увидела официальный конверт, то грохнулась в обморок на глазах соседей. Думала, что похоронка. Очнулась, когда соседка громко зачитывала ей поздравления командования.



Позже дед уже сам прислал своё фото с орденом бабушке

1945 год.  Из Мемеля (ныне Клайпеда - прим. ред.) выехали под Кенигсберг.



В это время состоялось взятие Кенигсберга

19 апреля 1945 года. Ночь ночевали около Кенигсберга и 20 апреля приехали на место стоянки в лесок (землянки). В этом лесу ночевали 2 ночи и 22 апреля поздно вечером выехали на задание под Пиллау (ныне город Балтийск Калининградской обл. - прим. ред.). Проехав 8 км остановились на станции .............
Ночью обстреливал противник. Всю ночь не спали. Весь парк отошел назад километра полтора. Там еще ночевали две ночи в землянках в чистом поле.

25 апреля. Снова двинулись вперед на Пиллау. Ехали лесом вслед за наступающими частями. Противник редко обстреливал лес. Ночь провели на 26 апреля прямо на дороге. Ночью еще ранило двух шоферов. Утром двинулись вперед в Пиллау. Город очистили тоже утром. Приехали к одной бухте и навели паром. В тот же день заняли квартиры на берегу. Ночью на 27 апреля всеми батальонами навели через канал мост, где ввели и наш паром.

9 мая. Капитуляция Германии. Весь день на митинге, и концерт.

11 мая. Перешли на новую квартиру, где стоит парк.

12 мая. Ходили на построение, получали награды. Я заработал пирамиду. Писем из дома с 1 мая нет. Становится скучно.

15 мая. Вчера вечером получил 2 письма от Таси и от Коти. Стало легче на душе. Ночь ходил патрулем, сегодня писал ответ. Рота первый день на занятии до обеда. После обеда разбирает паром и грузит на спецмашины. Я отдыхаю.

19 мая. 16 мая заступил в бригадный караул. Два дня стоял у штаба. 17 мая был очень теплый день, появились комары, а ночью была сильная гроза. Яблони и вишни цветут. 16 мая послал, т.е. сдал на почту посылку.

23 мая. Утром получил от Таси письмо от 2 мая с ручкой Томочки и буквы Гали (Галя - внучка автора дневника, дочь сына Константина (Коти) - прим. ред.). Писал ответ.



Слева внучка Галя, справа дочка Тома - внучка с дочкой деда практически погодки.
В середине дочка Людмила (еще одна моя родная тётя),
которая появилась на свет через 9 месяцев после возвращения деда с войны.

27 мая. Получил от Таси письмо. В тот же день писал ответ. Письмо было от 8 мая.

29 мая. Выехали из города Пиллау в 6 часов утра. Проехали около 45 км и остановились в одном пригороде Кенигсберга. Очень красивое дачное место. Все домики утопали в зелени. Пышно цвели яблони и вишни, много сирени. Наша квартира (караульное помещение) на втором этаже.

31 мая. Пришла смена караула из 37 батальона. Мы перешли 2,5 км. Ночевали в сарае на соломе. Тут стояли наши тылы. Батальон вчера уехал на задание: очистка канала.

1 июня. Нашли квартиру, сделали нары и перешли в дом. Третий день болею. Наверное, к ненастью. По всему телу ходят колики. А вчера и сегодня колики в животе приступами, вчера не ужинал и сегодня не завтракал. Живем на втором этаже, внизу в одной комнате немцы, старые.

16 июня. 11 июня перешли на площадь в палатки. 12 июня приехали роты с задания (очистка реки).
15-16 оборудовали лагерь. Турник с брусьями и т.п. Часть людей ходила на работу в бригаду по устройству стадиона (спорт). Настроение неплохое, только все находятся в ожидании отъезда из Германии. Семья не выходит из ума. Хочется скорее свидания. Погода пасмурная. Получил значок "Отличный понтонер". Завтра выходной. Сегодня вечером поздно на работе, в ночь на стадионе в бригаде. Получил от Таси письмо.



По всей видимости, этот значок дед и назвал "пирамидой"

25 июня. За это время были на параде на стадионе. Была выдача наград и спорт. состязания. Я при спортивных состязаниях не был. Назначили к знамени кар. начальником. Следующие дни занимались строевой. А я уже сегодня 4 -й день работаю на почте по отправке посылок. Вчера 24 июня получили известие о демобилизации 13-ти возрастов. Еще получил письмо от Таси. Пишет, что получила от меня 4 письма и что директор (директор совхоза села Кошкуль - прим. ред.) взял мой адрес для того, чтобы запросить из армии.

1 июля. Всю эту неделю стоим все на одном месте в лагере. У нас взяли адреса домашние для составления документов на демобилизацию. Но есть слухи, что из Германии не отпустят, а только когда приедем в ССР. Занятия легкие, строевая до обеда и после обеда гарнизонная. Сегодня 1 июля праздник - юбилей бригады. До обеда парад. И парады после обеда, награды, ордена батальонам. Парад и концерт. После концерта скучно стало и решил написать Тасе письмо.

7 июля. с 5 на 6-е июля заступил рабочим на кухне. 6 июля работали на кухне до обеда и после обеда стали носить воду на ужин, как сразу объявили сбор на погрузку. Часть специальных наших машин была уже подана, покуда мы снимали палатки, подошли остальные. Мы погрузились. Под полупонтонами были устроены нары. Было удобно. Переехали 12 км на одну станцию Кенигсберга. Эшелон еще не был подан и нам пришлось еще готовить ужин. Сменились с кухни и ночевали на месте под полупонтонами. Спать было хорошо на свежем воздухе и за ветром. 5 июля я еще получил от Таси письмо от 17 июня, пишет что уже ждут меня домой. А я покуда еще на месте, хочу послать еще одно письмо.

8 июля. Стоим еще на станции Кенигсберг. Сказали, что в 3-4 часа ночи подадут эшелон, но ничего не было. Ночью шли на погрузку танки. В час ночи пришел по расписанию первый пассажирский поезд Москва- Кенигсберг. Вчера был град и гроза. Я уснул под полупонтоном. Сегодня утро хорошее, солнце, только ветер холодный.

9 июля. В 5 часов вечера начали грузиться и в 9 часов выехали из Кенигсберга. В час ночи приехали в Инстенбург (ныне Черняховск - прим. ред.). Наконец-то мы едем на родину. Мы сидели на площадке до часа ночи. Всюду по дороге стоят военные части. Машем друг другу руками и пилотками. На душе, где-то глубоко, восторженные чувства.

10 июля. Нас подняли в 6 часов утра, чтобы поменять наши две платформы - неверное сцепление. Перегрузили три машины и еще перегрузили на платформу 2 коровы, тесно стояли в вагоне. Стоим еще в Инстенбурге до 12 часов. Из Истенбурга ехали через пограничные станции. Германия - Литва, станция Эйдткунен (ныне станция Чернышевская - прим. ред.), далее вечером Каунас и ночью Вильно (Вильнюс - прим. ред.).

11 июля. Переезжаем границу Литва - Белоруссия, далее едем через Минск. Ночью проехали Борисов.

12 июля. Проехали Орша, Смоленск, Ярцево. Ночью Вязьма.

13 июля. Дорогобуж, Можайск. Ночь стояли в Можайске.

14 июля. Выехали из Можайска и ехали новой дорогой к Москве. Перед вечером выехали на октябрьскую жел. дорогу и поздно вечером выехали на 2-ю окружную жел. дорогу Москвы.

15 июля. Ночевали на станции Перово. В 11 часов утра выехали из Перово по Казанской ж-д через Ивановскую область.

16 июля. Ехали по Горьковской области, города Муром, Арзамас.

17 июля. Ехали по Чувашской республике. Здесь повернули влево от Казани.

18 июля. Ехали через станцию Зеленый луг.

19 июля. Ехали через станцию Чернушка. Щучье озеро.

20 июля. Свердловск.

21 июля. Курган.

22 июля. Петропавловск, Омск (автор дневника проехал свой дом, но ни строчки об этом - прим. ред).

23 июля. Барабинск.

24 июля. Утро. Новосибирск. Стояли до вечера. Выехали на закате солнца.

25 июля. По Томской ж-д. ст. Тайга.

26 июля. Город Ачинск. Ночь проехали Красноярск.

27 июля. Едем через станции Канск-Енисейск.

28 июля. Нижне-Удинск.

29 июля. Черемхово. Много угольных шахт и вечером Иркутск.

30 июля.  В ночь заступил в наряд, стоял на посту всю ночь до завтрака. Ехали по берегу реки Ангара. Река постепенно увеличивалась, а потом началось озеро Байкал. Едем по берегу Байкала, станций крупных нет.

31 июля. Улан-Удэ.

1 августа. Чита, вечером.

3 августа. Граница с Монголией.

4 августа. Последняя станция в 12 часов дня, город Баян-Ульгий. Разгрузились и остановились в полукилометре от станции у небольшого озерца, образовавшегося вследствие дождя. В полколена глубиной. Солдаты кинулись тот час же в воду, кто умыться, кто помыть белье, гимнастерки и полотенца. За 25 дней езды по дороге все стало грязное до невозможности. Наша платформа была от паровоза 2-я. Весь уголь, выбрасываемый при сгорании в трубу, сыпался на нас как дождь. Спастись от него можно было только в кабине машины или под понтоном. Хотя в последний уголь тоже пролетал, т.к. машины нашей роты стояли передом к паровозу. Я в первый день так же вымыл рубашку и полотенце, а родной платочек с брошкой позабыл в воде и он утерялся. Вечером ходили в расположение 57 батальона, потом в кино, картина "Сердца 4-х", очень веселая.

5 августа. Стоим на месте. Получили мыло. Все солдаты в воде моют все, что грязное. Я так же помыл гимнастерку, брюки и портянки. Это все до обеда. Настроение неопределенное. Никто не говорит точно, будут увольнять старые года или нет. Вечером, когда ложусь спать, долго не могу уснуть. Все мечты о доме с семьей, с маленькими, с дочкой и внучкой, и остальные. Некоторые говорят, что увольнять старых не будут, но я еще надежды не теряю до приезда штаба бригады.

6 августа. Стоим на месте, ничего не делаем, весь день играем в карты, но не в азартные игры.

7 августа. С утра вышли на занятие, а через 2 часа вернулись в баню. Меня и Киселева назначили на пекарню рабочим, вечером еще смотрели тут же картину.

8 августа. В 5 часов выехали по направлению Улан-Уюрик. Проехали 120 км и остановились в военном лагере в землянных помещениях, но масса блох, клопов и тараканов вынудили выйти в палатки.

9 августа. Стою на посту у знамени. (В ночь с 8 на 9 августа начинается советско-японская война - прим. ред).Утром получили известие о состоянии войны с Японией. А вечером был митинг о начале войны с Японией.

10 августа. В 6-ом часу вечера выехали вперед, до темноты ехали, а при наступлении темноты остановились ночевать возле дороги.

11 августа. С рассветом опять двинулись вперед до города Тамсаг-Булаг. Всего проехали 130 км и тут же в этот же час получили известие, что Япония согласилась на капитуляцию.

12 августа. Подъехал штаб бригады, копали ямы под бензин. Писем домой писать нельзя, почты нет и из дома тоже нет.

12-19 августа. Стоим на одном и том же месте, определенных занятий и работы нет. Два раза ходили на занятия к речке 4 км, но не занимались. Последние дни сдавали парк фронту. Один раз ходили ремонтировать дорогу. Уже очень стало надоедать в степи. Последние 2 дня шел дождь.

19 августа. Выехали в Южную Маньчжурию. Первый день проехали 200 км, второй 40 км.

20 августа. Переехали границу Монголии с Маньчжурией (в то время Манджоу-Го в составе Японии - прим. ред) через реку Халхин-Гол. Ехали горами, на пути встретили только один населенный пункт - маленький завод сожженный, наверное, нашей авиацией. Людей нет. Есть опять слухи, что 95 тысяч японцев сложили оружие. В полдень остановились - нет горючего.
На этом месте ночевали одну ночь.

21 августа.  Выехали в полдень. Проехали 90 км и остановились около населенного пункта, где было в горах много японских военных складов. Здесь ночевали две ночи.

23 августа. В 2 часа выехали, проехали 50 км, остановились вблизи жел.дор. Ночевали одну ночь. На второй день ходили на ремонт дороги. Но часов в 5 вечера нас сняли и мы попутно доехали по жел.дор. с китайцами. Большинство машин уже ушло, мы погрузились, проехали 20 км и остановились.

26 августа. Утро. Нас подняли, вещи велели сложить в машины, а сами еще сделали переход пешком 15 км и опять разбили палатки. В машинах у некоторых выбросили лишние вещи. Того же дня вечером в ночь опять выехали и проехали 8 км. Ночевали на дороге, ввиду плохой дороги.

27 августа. Утром еще проехали 2 км и остановились около аэродромной площадки. Ходили за арбузами.

28 августа. Стоим на месте.



Так деда угораздило попасть еще и на советско-японскую войну

4 сентября. Стоим тут же. Писал первое письмо Тасе из Маньчжурии. 1 сентября ходили в г. Солон плавить лес, там ночевали. Впереди город Ванеймяо.

8 сентября. Выехали из расположения на ремонт дороги на 100 км в город Ванеймяо. До станции 6 км шли пешком, а там погрузились на площадки жел.дор. и к вечеру приехали в город Ванеймяо, где ночевали в доме.

9 сентября. Выяснилось, что наш участок дороги занят другой частью. Послали донесение в расположение, а сами ожидаем в городе. Ходили на базар. Торгуют китайцы: арбузы, дыни, помидоры и прочие незнакомые овощи.

11 сентября. В 5 часов вечера вышли из Ванеймяо вперед пешком на ремонт дороги и до ночи первый день прошли 23 км. Ночевали на улице возле китайской деревушки на голой земле.

12 сентября.  Прошли пешком 35 км и 13 км проехали на машине, и ночевали уже в палатке у моста на речке. Ноги уже к вечеру идти отказывались. Многие совсем свалились.

13 сентября. Вышли на ремонт дороги. На работу брали из ближних деревень китайцев. Таким образом продвинулись с ремонтом еще вперед на 40 км по направлению к городу Таонань, до которого не дошли 18-20 км.

20 сентября. В полдень неожиданно пришло распоряжение сняться в расположение. Вечером прошли 20 км до 2-й роты (я ехал на машине).

21 сентября. Еще прошли пешком более 20 км. Навстречу вышли машины и наша группа только утром 22 сентября прибыла в расположение. Парк уже выехал, осталось несколько машин, на которые и мы погрузились. Проехали 3 дня. Ехали через города Солон, Халуль-Аршан и остановились в городе Хайлар 180 км от советской границы. Так как много машин растянулось по дороге, мы уже с места знали, что едем своим ходом в ССР.

26 сентября - 3 октября. Стоим на месте. За это время поступало несколько распоряжений. Выделился наш батальон из состава бригады - направление Порт-Артур вместе со старшими возрастами. Это очень озаботило старшие возраста. Затем снова распоряжение - ехать на станцию Оловянная на соединение с бригадой. 3 октября 1 и 2 роты выехали поездом из Хайлара до станции Оловянная.

6 октября. Приехали на станцию, потом шли до военного городка 15 км пешком. Понтоны шли своим ходом.

7 октября. Нас отделили от рот в отдельную комнату. Вчера было много писем. Мне нет ни одного. Только поздно вечером передали, что письмо писал Котя на командира части о розыске меня. Не получают от меня писем. Но я уже писать не пишу, т.к.  9-10 октября обещают уволить.

8 октября. Нас перевезли в расположение бригады, где сформировали сводный батальон из демобилизованных. Человек 600. Вечером смотрели кино "В людях".

9 октября. Комбриг осматривал обмундирование. Вечером кино "Комсомольцы".

10 октября. Получали обмундирование. Всем новые теплые брюки, фуфайка, шапки, рукавицы. Я получил все новое, кроме шинели. Шинель хорошая. И ходили в баню. Вечером был концерт и кино "Жила-была девушка".

11 октября. Получили деньги. Я получил 978 рублей. Вечером опять кино "В людях". Смотреть не ходил, видел уже.

12 октября. В 3 часа погрузились на машины и выехали на станцию Оловянная. Еще вечером засветло погрузились в вагоны.

13 октября. К вечеру приехали в Читу и в потемках погрузились на автомашины, переехали на сортировочный пункт 4-5 км.

14 октября. Получили документы. Проходное свидетельство. Аттестат продовольствия.

15 октября. Получили продукты и подарки.

16 октября. Ожидаем эшелон.

17 октября. В 12 дня выехали с сортировочной на ст. Чита, погрузились и в 8 часов эшелон вышел.

18 октября. В 4 часа Улан-Удэ.

19 октября. Вечером Иркутск.

20 октября. В 12 часов дня станция Зима. Вечером в 10 часов Верх-Удинск.

21 октября. В 2 часа дня Канск-Енисейский. Обед.

22 октября. Ачинск. Красноярск.

23 октября. Станция Тайга ночью. Утро - Новосибирск. Обед. Стояли до вечера.

24-25 октября. Барабинск. Татарка.

26 октября. Омск. Утро. Стоим до вечера. Обед. Сухой паек.

27 октября. В 6 часов утра еще темно. Станция Называевская. Слезаем вдвоем. Горин Иван Егорович (волею судьбы однофамилец автора дневника - прим. ред.) с Называевской. Товарищи помогли перенести вещи на станцию. Сатин Василий Платонович пришел на станцию (из второго вагона) проститься со мной. На станции есть демобилизованные. Я пошел на квартиру к Ивановой спросить машину. В тот же день вечером выехал на машине автоотряда, но дождь и грязь заставили ночевать в Ленинке.

28 октября. Утром рано приехали в Тюкалинск. Из автоотряда шла машина на Кабырдак, и я к 12 часам дня 28 октября приехал домой (село Кошкуль Тюкалинского р-на, Омской обл. - прим. ред).



-------------------------------------------------------------------------------------------

Больше дневников дед не вел. Только иногда записывал в блокнот даты рождения своих детей и внуков.



Начало 1950-х годов. Бабушка с тремя дочками: Томой, Людмилой и Любой. Моя мама Любовь Игнатьевна в середине.



Люба Горина. Моя мама. Последний ребенок, родившийся у Игната и Анастасии. 12-ая по счету и у того и у другого. Но за всю жизнь им удалось сохранить около себя лишь 4-х детей. Костю, Тому, Люду, Любу.

Сын Яков, который давно обиделся на своего отца, прислал ему в марте 1941 года, незадолго до войны, вот эту фотокарточку. И письмо. В письме он раскаивался в своем поведении и просил прощения у своего отца. Писал, что ему невыносимо так больше жить. Я не привожу здесь содержание этого письма. Пусть это останется между ними.



Мой дядя. Сзади подпись: Город Омск. 15 марта 1941 года. На память от Яши.

Это было последнее письмо. Вскоре после начала войны в семью Игната пришло извещение о без вести пропавшем сыне. Его нет ни в одних списках погибших или пропавших без вести до сих пор.

Моего дяди Кости тоже уже нет в живых, он умер в конце века. Но от него тянется род по фамилии Язовские.



Мои дед и бабушка. Бабушка успела увидеть меня. Она приезжала к моей маме три раза, когда рождались ее внуки: мои два брата и я. Умерла она в 1981 году. Тем самым она успела увидеть всех своих внуков. Я последняя. Восьмая.



Дед успел три месяца подряд поносить меня на руках. А потом мы еще два раза виделись, когда я приезжала с мамой в Омск. И когда его хоронили. Я помню его. Чуть-чуть.

Спасибо тебе, ДЕД!

Спасибо моим дядям!

Спасибо и твоим родным, дорогой читатель!

С Победой!

-------------------------------------------------------------------------------------------
Спасибо за сбор архива и воспоминания моим родным: маме, папе, тётям, братьям, сёстрам.
Настя Тарасова

-------------------------------------------------------------------------------------------
Дневник деда. Часть I / Дневник деда. Часть II / Судьба деда до начала ведения дневника

живая история, личное, документальное, дневник

Previous post Next post
Up