На днях один из крупнейших мировых фестивалей документального кино в Амстердаме (IDFA) в 22-ой раз подвел свои итоги.
Достаточно увидеть трейлеры победителей, чтобы оценить, какого уровня документалистика важна сейчас для адекватных крупных киносмотров, а самое главное - для обыкновенного зрителя.
Лучший полнометражный документальный фильм - «Последний поезд домой» Фань Лисиня (Китай/Канада).
Фильм-путешествие. Каждый год тысячи китайских рабочих в одно и то же время возвращаются в свои семьи. Время это - канун китайского Нового Года. Это самая большая ежегодная миграция, существующая сегодня.
Фильм снят методом спокойного наблюдения, не имеет никаких комментариев от режиссера и охватывает двухлетний период жизни одной из китайских семей.
В сюжете картины история двух людей. Отец и мать бежали от нищеты 16 лет назад, чтобы попытать счастье в других районах страны, более развитых экономически. Они оставили в своей провинции дочь с бабушкой и дедушкой, как делают миллионы китайских мигрантов. Такие семейные пары мало знают своих собственных детей, поскольку практически не воспитывают их.
Герои фильма оказались на одном из многочисленных серых заводов, который занимается поставками дешевой одежды на Запад. В канун Нового года пара, чтобы увидеть свою семью, несколько дней пытается достать билет на вокзале, где творится полный хаос и неразбериха. И так каждый год. Независимо от этого, они будут преодолевать такие сложности снова и снова, чтобы сохранить свою семью и обеспечить образование детям.
Автор пытается нам донести, что и терпению китайцев рано или поздно может прийти конец...
По мнению же жюри "это яркий и честный фильм, а его тема имеет значение для всего мира".
Режиссер получил € 12500 призовых.
Лучший среднеметражный документальный фильм - "Железные вороны" Бонг-Нам Парка (Южная Корея).
Фильм снят на крупнейшей судоразделочной базе мира в Бангладеше. Через поток сварочных искр видна железная плоть суден. Куски металла с грохотом падают на землю. Здесь находится кладбище пароходов - конечный пункт назначения для значительной части мирового флота.
Тут же вороны вьют гнезда из кусочков железной проволоки.
В этом фильме южнокорейский документалист Бонг-Ланк Парк показывает, как рабочие рискуют своей жизнью за 2$ в день.
Герою фильма Экрамулю только 12 лет, но борьба с бедностью для него более серьезный жизненный закон, чем постановление о запрете детского труда.
Другой герой Руфик вспоминает, как все это началось еще в 60-х годах, когда однажды какой-то корабль прибило к берегу.
А двадцатиоднолетний Билал едва ускользает от смерти на глазах у съемочной группы. Впечатляющие кадры создают атмосферу угрозы и опасности, но как только приходит новое судно, лица героев озаряются. Большинство рабочих пересылают часть своей скудной зарплаты семьям и гордятся этим. У Билала была мечта - скопить 700 долларов. Но ему так и не удалось это сделать за 10 лет работы. Он приезжает домой и видит там свою голодную семью - жену со слепым ребенком...
Режиссер получил € 10,000 призовых.
Лучший короткометражный документальный фильм - "Шесть недель" Марчина Яноша Кравчика (Польша).
Шесть недель в такой стране, как Польша, - это срок для обдумывания матерью решения об отказе от новорожденного ребенка. Тогда как другая семейная пара в этот момент ждет возможности его усыновления.
Для матери, которая является героиней этого небольшого фильма, выбор ясен. В письме, предназначенном для детского дома, она пишет, что не имеет средств для воспитания своего ребенка. Ее дом слишком мал, в нем нет ни горячей воды, ни газа, а пособий недостаточно. Нет с ней рядом и отца ребенка. Режиссер очень обеспокоен судьбой брошенных детей. Камера приближается к ним настолько близко, что, кажется, можно прикоснуться к ним своими ресницами. В картине существуют такие приемы, при помощи которых зритель может взглянуть на мир глазами ребенка - размытое изображение, подчеркивающее беспомощность и неведение младенцев.
Горе матери, отказывающейся от своего новорожденного ребенка резко контрастирует с безграничной радостью той семейной пары, которая его усыновляет. Марчин Янош Кравчик показывает, как жизнь разных людей полностью меняется всего за шесть недель.
Режиссер получил € 5000 призовых.
Лучший дебют в документальном кино - "Колония" Росс МакДоннел и Картера Ганна (Ирландия/США).
Фильм рассказывает о таком новом явлении, как "синдром разрушения колоний" пчёл. Синдром этот проявляется в том, что в какой-то момент пчелы в массовом порядке начинают покидать свои ульи и отправляются неведомо куда. Явление это впервые было зафиксировано в 2006 году в США. Теперь этот синдром уже распространился на Европу.
В картине нам представлены художественные кадры ульев, пчёл, растений и пчеловодов таким образом, что мы проникаем в их мир. Авторы рассматривают проблему синдрома разрушения колоний с разных точек зрения.
По всей видимости, повествование идет в классической американской манере, подробно рассказывая об этой проблеме с присущими экспертными мнениями ветеранов пчеловодства на фоне пустых ульев по всей Америке.
Режиссер получил € 5000 призовых.
Приз зрительских симпатий - «Бухта» Луи Психойоса (США)
Этот фильм, кроме зрительских симпатий в Амстердаме, уже заслужил славу скандального кино и завоевал больше десятка мировых наград. Картина, снятая подводным фотографом "National Geographic", рассказывает о том, как в японской бухте Тайцзи забивают дельфинов.
Побережья городов Тайцзи просто кишат дельфинами. В таком месте дельфину бы сойти за талисман, но не тут то было. Рыбаки на небольших лодках загоняют этих прекрасных животных в бухту, а затем убивают их при помощи копий. Тайцзи вся затянута колючей проволокой, так что фильм снимался по большей части скрытой камерой. В это время для туристов там же открыт аква-парк, где дети могут поиграть с дельфинами.
По сути дела, эта территория является крупнейшим местом преступления над существованием дельфинов.
Скандальные откровения читаются здесь между строк. И фильм зрителем воспринимается за триллер.
Луи Психойос рассматривает съёмку скрытой камерой как форму гражданского неповиновения. Он также опровергает перед японскими властями свое незаконное проникновение в бухту, поскольку она входит в состав национального парка.
Режиссер получил € 5000 призовых.
Также наградами жюри и призовыми деньгами были удостоены некоторые другие картины.
- "Игрок" Джона Эппла - за лучший голландский документальный фильм.
- "Самый опасный человек в Америке" Джудит Эрлих и Рика Голдсмита (США) - специальный приз жюри.
- "Выкуп" Сабрины Вульф (Германия) - за лучший студенческий документальный фильм.
- "Yes Men - Вперед к светлому будущему" Майка Бонанно и Энди Бихльбаум (Франция/США) - приз программы короткометражных документальных лент молодых кинематографистов "Doc u!"
-------------------------------------------------------------------
Среди всех конкурсных программ IDFA мы обнаружили всего два фильма, которые представляли Россию. Один из них - "Песни из Тундры" Александра Бермана (Россия-США), участвовавший в конкурсе студенческих фильмов. Действительно ли молодой режиссер Александр Берман связан с Россией, мы не знаем. Никакой информации о нем не нашли.
Второе кино от нашей страны участвовало в конкурсе среднего метра. Это фильм режиссера Евгения Соломина "Глубинка 35х45", получивший недавно Гран-при самого старого и крупного отечественного фестиваля документального кино "
Россия".
Очень символично, что пока мировая документалистика обращает внимание на общечеловеческие проблемы, мы все еще в своих глубинках меняем советские паспорта на российские...
Странно, что никто в Амстердаме не обратил внимание на статичный план с коровами, который озвучен искусственными репликами за кадром. А ведь он длится больше двух минут! На трепетно дышащую черно-белую кинопленку... На метафоричность горящих в печке старых советских паспортов, наконец...
А ведь это так ново, чёрт возьми!
Режиссер остался без призовых.
Любое копирование информации с этой записи желательно со ссылкой на
Альбатрос (перевод и авторский текст запатентованы в РАО)