«Я бы хотела, чтобы после просмотра документальных фильмов, я пришла домой и...
и перемыла там окна все!»
Зрительница 20-го фестиваля неигрового кино «Россия»
Стоит сразу сказать, что мы не разделяем паники СМИ и некоторых ведущих кинодеятелей на счет вымирания документального кино в связи с тем, что жюри «России» в этом году не присудило приз в одной из номинаций - за полнометражный документальный фильм.
Все эти бравады, вроде: "В России наметился кризис документального кино: на фестивалях некого награждать" (NEWSru.com); "Документальное кино в России признано недостойным" (arthouse.ru); "Документалистика России в кризисе" (OpenSpace); "Кризис мышления и техники" (Время новостей) и так далее, в самом деле не новы и, уж точно, совершенно не оригинальны.
Кажется, не давать важные призы за Док в нашей стране начало входить в моду.
На «Послании к человеку» в этом году национальный конкурс остался без Гран-при.
То же самое произошло с фестивалем документального кино в Екатеринбурге в прошлом году. Хотя участвовали в нём тогда картины Сергея Лозницы, Алексея Федорченко, Павла Медведева, Виктора Лисаковича и т.д.
Жюри в этом году сказало, что хочет видеть верхушку, а не срез. Например, на взгляд Сергея Лозницы, вообще нужно полностью менять отборочную комиссию фестиваля «Россия». 22 из показанных 35 фильмов из конкурсной программы он бы вычеркнул. Классик посмотрел 35 картин и устал от непрофессионализма авторов.
А отборочная комиссия отсмотрела - 350 работ и вроде бы не сошла с ума.
Вот критик и обозреватель Алена Солнцева в своем
Живом Журнале пишет: «Вряд ли стоит так уж винить отборочную комиссию - а из чего ей выбирать, скажите на милость?»
Действительно, из чего? Неигровое кино России не потрясает мир.
Это мир потрясает сам себя документальным кино. Но без России.
Председатель жюри нынешнего фестиваля Сергей Дворцевой вместе с Сергеем Лозницей говорят о технической непригодности многих конкурсных картин. То же самое можем сказать и мы. Но отборочная комиссия - не ОТК. Они пытались разглядеть тенденции, развитие, направления. Иное кино из конкурсной программы шокирует своей безвкусицей, похабщиной и примитивизмом. А другое - спекуляцией и наивностью автора. Киношников корежит, зато зритель доволен. У российского документального кино нет идентификации. Стиля. Почерка. Даже единого высокого профессионального уровня. А есть полная безбашенная эклектика.
Это может нравиться или не нравиться, но это не может не впечатлять.
На взгляд многих участников фестиваля, то есть, на наш и наших друзей, все эти картины было полезно посмотреть. Это дает обширное представление о том, в какой точке мы все, документалисты, находимся. Координаты как-то смещаются.
После самого старого мирового фестиваля документального кино в Лейпциге крыша съезжает в одну сторону, а после самого старого фестиваля неигрового кино в нашей стране - в другую...
Страшно представить, что учудит отборочная комиссия на будущий год после таких на неё нападок... Главное, чтобы не было отбора «для жюри». Можно показать верхушку. Представить, к примеру, 15 картин в конкурс. Но будет ли это справедливо для «Открытого» фестиваля с сформировавшейся многочисленной аудиторией?
Жюри и критики задаются всевозможными вопросами, кроме главного - кому это всё кино нужно? Для российского документального кинематографа нет стимула. Телевидение его не признает, а зритель может увидеть раз в год в редких городах на фестивалях. Режиссеры занимаются чем угодно, чтобы заработать себе на жизнь, а фильмам посвящают мало времени и мыслей.
В итоге, казалось бы, авторское кино приобретает отвратительный отпечаток ТВ или просто плохую операторскую работу и так далее.
Но процесс все же идет. Екатеринбургский зритель ломится в кинотеатр на Док, сидит в зале с утра и не выходит до вечера, остается на все обсуждения, борется за свои кинематографические предпочтения везде, где возможно, и так, как способен!
Это уже победа, чёрт возьми!
Впрочем, забавно.
В 1995 году на VI Открытом фестивале неигрового кино «Россия» главный приз присужден не был. Однако, в конкурсной программе было 39 фильмов, среди них: «Счастье» Сергея Дворцевого; «Полет на Марс» Валерия Соломина, «Пленники Терпсихоры» Ефима Резникова, фильмы Павла Печенкина и Андрея Железнякова и так далее. И никто не умер после этого и никакие глобальные перемены, кажется, не нагрянули!
В любом случае, не стоит о грустном.
Скоро напишем о весёлом!
Тем более, что мы приехали в Москву с дамой, стоящей на колесе, и всё это - на постаменте с надписью «Приз за операторское мастерство»!
Многим всё же удалось пройти жесткий технический контроль строгого жюри...