ГРОЗНЫЙ И СЛАВНЫЙ ДВЕНАДЦАТЫЙ ГОД. День двести пятый

Jan 12, 2013 20:36


«Из повеления главнокомандующего фельдмаршала кн. Кутузова-Смоленского, от 25 декабря, за №801, к совершенному моему сожалению, усмотрел я неудовольствие В. И. В., что Макдональд выпущен из рук наших. Меры мною взяты были возможные, но, по несчастию, не выполнены, почему, не входя в дальние объяснения, осмеливаюсь всеподданнейше просить В. И. В. предать сие забвению, ибо виновники сему уже успели исправить свои ошибки в преследовании его, Макдональда, который, кроме своей особы, почти ничего не довёл до Ельбинга»

(Командующий 1-м отдельным пехотным корпусом П. Х. Витгенштейн - российскому императору Александру I, 31.12.1812).



Поход на Париж в 1813-14 гг. Л. Г. Бескровный (1946).


31 декабря 1812 (12 января 1813)

Последний бой

Заканчивался 1812 год. С чем подошли к этому дню остатки Великой Армии? Где находились? Командующий всеми её войсками И. Мюрат с частями Императорской Гвардии сидел в Позене, полки под начальством Л. Н. Даву оставались в Торне, и эти две группировки пока могли чувствовать себя безопаснее всего. Некоторые подразделения были в Мариенвердере под командованием Е. Богарне и К. Виктора, но туда уже шёл казачий авангард А. И. Чернышёва. А большая часть войск встретила конец года в отступлении, будучи при этом преследуема русскими отрядами.

Арьергард Великой Армии под начальством М. Нея утром оставил Эльбинг, потерял 730 чел. пленными, перешёл проток Ногат и разделился на три части. Одна двинулась на Пальшау (ныне - польская деревня Пальчево), и за ней пошёл авангард армии П. Х. Витгенштейна под командованием Д. Д. Шепелева. Вторая устремилась на Шёнеберг (ныне - польское село Осташево), и туда Шепелев послал два эскадрона гусар с полком ставропольских калмыков. Третья пошла прямо на Мариенбург, а далее на Диршау, и за ней устремились казачий корпус М. И. Платова и летучий корпус П. В. Голенищева-Кутузова. Э. Ж. Макдональду оставался один переход до Данцига, и на дорогу от Пиллау к Данцигу двигался отдельный отряд. В самом Пиллау сводный гарнизон был блокирован двумя русскими батальонами и несколькими дружинами Санкт-Петербургского ополчения.

Основные силы Витгенштейна в этот день собрались в Прёйсиш-Голланде, правда, командующий ими из-за болезни был вынужден на время отбыть в Гумбиннен. Войска 3-й Западной армии достигли Бартенштейна, её авангард - Гейльсберга, а отряд М. С. Воронцова - Ризенбурга (ныне - польский город Прабуты). На крайнем левом фланге в Брест-Литовск прибыл Д. М. Волконский, который принял командование стоявшим там корпусом у Г. Г. Энгельгардта. На Буге в районе Гранне размещались войска Ф. В. Остен-Сакена, а на Нареве у Остроленки - кавалерийский отряд И. В. Васильчикова.

Помимо задачи преследования неприятеля Васильчиков обеспечивал связь между Остен-Сакеном и Главной армией. Но в ближайшее время его отряду предстояло влиться в колонну М. А. Милорадовича, и, чтобы сохранить сообщение с Остен-Сакеном, главнокомандующий русской армией М. И. Голенищев-Кутузов предписал последнему посылать в сторону Милорадовича лёгкие отряды. Самому же Милорадовичу было предписано сформировать по своему усмотрению летучий корпус, который будет и держать контакт с Остен-Сакеном, и самостоятельно действовать через Визну, Ломжу, Остроленку и Ружан к Пултуску, наблюдая за австрийскими частями.

В это время главные силы Австрийского вспомогательного корпуса стягивались к Варшаве, а арьергардные отряды находились у Пултуска, Замброва и Остроленки. Саксонский Седьмой армейский корпус располагался в районе Седлеца. Вытеснять за Вислу левый фланг австрийцев было одной из задач Главной армии, а вот за правым флангом предписывалось следить Остен-Сакену и, как только противник оставит Варшаву, идти на польскую столицу и переходить Вислу выше города.

Главные квартиры российского императора Александра I и фельдмаршала с сопровождавшим их конвоем оставались в Меречи. Там же был командующий гвардейским 5-м пехотным корпусом великий князь Константин Павлович с двумя бригадами гвардейской пехоты, гвардейской артиллерией, Гвардейским экипажем, понтонёрами и пионерами. Но большинство соединений Главной армии в последний день года находилось в движении. Попробуем это представить.

Гренадерский 3-й пехотный корпус выдвинулся из Меречи до первой деревни на территории Герцогства Варшавского - Кобище (ныне - литовское село Кибышяй). На пути к Меречи в одном переходе были гвардейские егеря и 1-я кирасирская дивизия, а в двух - 2-я кирасирская дивизия. Из Лейпун в Гонйонцы следовал 7-й пехотный корпус, а в Коптёво выступил 6-й пехотный корпус, причём его командующий Д. С. Дохтуров ехал к нему из Гонйонцев. Также в Коптёво от Немана следовал 8-й пехотный корпус, хотя его начальник С. Н. Долгоруков ехал к командующему Прусским вспомогательным корпусом Г. Д. Йорку. В свою очередь, в Гонйонцы направлялся Ф. Ф. Винцингероде, чтобы принять командование собравшимся там авангардом (входивший в его состав отряд под командованием С. Н. Ланского стоял в Августове). Наконец, туда же в Гонйонцы от Гродно держали путь войска Милорадовича, а С. Л. Радт с восемью батальонами и батарейной артиллерийской ротой оставался в Белостоке.

В Санкт-Петербурге 31 декабря был обнародован последний манифест государя. Благодаря ему население российской столицы могло встречать новый 1813 год с радостным осознанием, что врага на русской территории больше не осталось, и надеждой, что поразившая своими ужасами война постепенно станет уходить в прошлое. Она продолжалась, но теперь была далеко. Уже не здесь, на русской земле, а где-то в Польше и Пруссии противник отходил, и русские полки шли в наступление…

Находившиеся в Мариенвердере соединения Великой Армии даже не выставили сторожевых постов. К ночи казаки из отряда Чернышёва окружили город. Генерал-адъютант сформировал три колонны по 250 чел., остальными донцами перекрыв все ведущие из Мариенвердера дороги. По сигналу в полной темноте казаки атаковали противника. Не ожидавшие этого солдаты, офицеры и генералы Великой Армии бросились на левый берег Вислы по льду, потеряв 15 орудий, 200 чел. пленными, большие запасы провианта и госпитали. На следующий день казаки продолжат преследование и возьмут ещё 400 чел. пленных. Так закончилась Отечественная война 1812 года. Так начались Заграничные походы русской армии 1813-1814 годов.

ВОЙНА В ЛИЦАХ

Елизавета Алексеевна (Баденская)



Принцесса Луиза Мария Августа Баденская прибыла в Россию в 13-летнем возрасте по приглашению императрицы Екатерины II и менее чем через год вышла замуж за будущего императора Александра. Супруг быстро охладел к жене, фактически заведя вторую семью. Отцовство двух дочерей Елизаветы Алексеевны приписывали её любовникам, но обе они умерли в младенчестве, что довершило картину несчастливой семейной жизни и подорвало здоровье Её Величества.

Императрица никогда не вмешивалась в политику и государственные дела, а с начала 1812 года посвятила себя благотворительности. Елизавета Алексеевна основала Санкт-Петербургское женское патриотическое общество (будущий Патриотический институт) и Дом трудолюбия (будущее Елизаветинское училище). Из положенного ей годового содержания в 1 миллион рублей брала только 200 тыс., оставляя себе 15 тыс. и направляя остальные деньги на пособия нуждающимся.

С началом Заграничных походов она выразила желание сопровождать мужа, но по состоянию здоровья могла только следовать за армией. В последние годы Елизавета и Александр вновь сблизились. Когда в 1825 г. врачи предписали ей выехать на лечение в Италию, она предпочла отправиться в Таганрог, где с инспекторской поездкой находился её муж. В декабре Александр умер на руках жены, а спустя полгода на пути из Таганрога Елизавета Алексеевна скончалась в Тульской губернии.

Родилась 13 января 1779 года, дочь маркграфа Карла Людвига Баден-Дурлахского и принцессы Амалии Гессен-Дармштадтской, с 1793 г. - великая княгиня, супруга великого князя Александра Павловича, с 1801 г. - российская императрица, с 1812 г. - покровительница Санкт-Петербургского женского патриотического общества, с 1825 г. - покровительница фонда Комитета призрения гражданских чиновников. Была основательницей Дома трудолюбия, участвовала в Заграничных походах 1813-1814 гг., Венском конгрессе 1815 г., умерла 4 мая 1826 года.

1812

Previous post Next post
Up