Рóсица. Небольшая белорусская деревушка в Верхнедвинском районе, Витебской области, пережившая в годы Великой Отечественной войны жуткую трагедию. Хотя об этом известно не так много, как о трагедии Хатыни.
"Winterzauber - Зимнее волшебство" - так цинично фашисты назвали карательную антипартизанскую операцию, которую они проводили на севере Беларуси и в Себежском районе на Псковщине в России. Еще она известна под названием "Освейская трагедия". Немцы хотели создать в этой местности мертвую зону без жителей и населенных пунктов шириной 30-40 км, чтобы лишить партизан их опорных пунктов.
Её итоги: более 200 убитых партизан, от 4 до 5 тысяч уничтоженных мирных граждан, более 7 тысяч угнанных (несколько тысяч из которых впоследствии погибло), 156 сожженных деревень и райцентр Освея, огромное количество угнанного скота, отравленные колодцы, залитая кровью 15-километровая полоса мертвой земли.
16 февраля 1943 с самого раннего утра в Росицу стали пригонять жителей соседних деревень. Поскольку начали свои действия каратели фактически ночью, то и жителей выгоняли на улицу практически без одежды. Редко кто успевал захватить хоть что-то из одежды. Всех, и детей, и взрослых без разбору гнали на «сортировочный пункт», который был организован в Росице. Кого-то направляли на работы в Германию. Кого-то (в основном детей) - в «медицинский центр» в качестве доноров для немецких солдат (такие «доноры» практически не выживали). Остальные уже понимали, что их ждёт: пуля или огонь.
В Росице тогда служили два католических священника - Антоний Лещевич и Юрий Кашира. Они приехали вскоре после начала войны. Они же, единственные из всех тамошних жителей, имели право выбора: немцы всегда достаточно снисходительно относились к священнослужителям, чаще всего предлагая покинуть опасный район. Такое предложение было сделано и этим священникам. Они - отказались.
Три дня в Росице проводилась карательная операция. Три дня людей выводили группами, по несколько сот человек, и сжигали в амбарах и домах. Три дня обречённые на смерть находились в самом большом здании в деревне - здании костёла. Три дня, благодаря которым даже те, кто в пылу атеистического бума отказались от Бога, провели в молитве. Три дня, на протяжении которых священники выполняли то, ради чего были призваны - крестили, венчали, исповедали, уделяли Причастие. Были даже те, кто хотел перед лицом смерти венчаться.
Выходить наружу могли только священники. Под одеждой они приносили в костел воду и хлеб. Отдавали в костер церковную утварь, чтобы согреть хотя бы детей. И, как могли, поддерживали людей, хоть сами падали с ног. Силы находили в молитве.
Говорят, что на войне нет атеистов. Даже те, кто бросался в бой «за Родину, за Сталина», тайком крестились перед лицом смерти. Жители Росицы и окрестных деревень получили время. Время перед самой страшной смертью - перед смертью в огне. Это время они проводили в молитве, потому что больше ни на что надежды уже не было. Во второй день карательной операции расстреляли отца Антония Лещевича. Он позволил себе слишком много просьб за обречённых жителей.
В последний день карательной операции оставшихся жителей и священника Юрия Каширу вывели на мороз. Священнику предложили уходить, он отказался. Последнюю группу детей, предназначенных для «помощи раненым солдатам вермахта», отправляли в медицинский пункт. Всех остальных ждал амбар на окраине деревни и огонь.
В огне Росицы за три дня карательной операции погибло 1528 человек. Это 10 Хатыней сразу. На месте последнего жуткого кострища, в котором погибло более шестисот человек и священник Юрий Кашира, потом обнаружили остатки креста для процессий (скорее всего, его взял с собой в последнюю дорогу священник), а также обгоревшую руку, в которой были зажаты чётки. В 1999 году Антоний Лещевич и Юрий Кашира беатифицированы как святые мученики.
Сегодня человеку трудно даже представить, что пережили за эти три дня люди, часть из которых была отправлена в ад концентрационных лагерей, а часть - на смерть. Человеку вообще трудно представить, что значит - знать о неизбежности смерти на протяжении трёх дней и не иметь надежды. И как трудно в этом положении остаться человеком, сохранить достоинство.
А сейчас каждую весну в Росице зацветают полторы тысячи тюльпанов. По количеству погибших в этом аду. А ещё зимой и летом сюда обязательно приезжают паломники - тысячи человек. Люди со свечами в руках идут последней дорогой мучеников - к их братской могиле.
Зачем? Чтобы понять, в чём была сила этих людей. Чтобы познать что-то в себе - что-то, что выше суеты нашей повседневности. Потому что мы все встретимся со смертью, и мало кто знает заранее, когда она придёт. Главное - остаться человеком перед её лицом...
Источник:
http://lupa.by/istoriya/rositsa.-ognennaya-tragediya.html