Самый мирный мир. Пейзажи.

Apr 04, 2017 00:12

Сейчас вечер того дня, когда в питерском метро взорвалось нечто с начинкой из мелких металлических объектов и, возможно, ещё и кто-то - хозяин этого нечто. То есть террор добрался до нас. Есть впечатление некоторой измененности мира. Да, пожалуй, это действует сильнее стихийных бедствий. Человеческое зло кажется страшнее? Не знаю.
В субботу мы были в Инженерном замке, там шла, и сейчас идет, выставка работ Борисова-Мусатова и его круга. В сочетании с нынешним событием те работы - это не только про красоту и природу, а чуть ли не про рай безопасности.
У меня бывает разная реакция на пейзажи. Часть кажутся красивыми, но и только. В другие хочется не только всматриваться, но и... проникнуть, перенестись. Оказаться, побыть там хотя бы недолго. Что я там делала бы? Озиралась бы вокруг, как человек, попавший в новое для себя пространство? Увидела бы что-то, чего снаружи не заметить? Может быть. Отдохнула бы от этой жизни, захватив глоток той, другой - наверняка.
Что отличает пейзажи, в которые хочется попасть? Пожалуй, явное наличие там пространства, где можно поставить хотя бы две ноги, объема. Другого рационального объяснения у меня не находится.

Это Н.П. Крымов, "Пейзаж с грозой". Правда, мирная ерунда теперь для нас все эти "страшные" грозы? А там - и ветер, и молнии, и спешка с забиранием под крышу себя, детей, животных. Переждать грозу надо, переждать. После неё мир будет ещё лучше, умытый и свежий.




Тот же Крымов, "Утро".
Почему у всей этой листвы, почти у всей травы совершенно не "растительный" оттенок зеленого? Освещение такое? Или волшебство? Не знаю, но удивительно же. Вроде реализм, ничего больше. А нет, реализм-то немножко магический получился.



Ещё Крымов, "У конюшни". Идиллия. Лошадка, а лошадка, пойдем, пора. Пойдем, человек, мой повелитель. Когда утро так прекрасно, как здесь, всегда хочется, чтобы оно не заканчивалось. Откуда я знаю, что это утро? Ниоткуда, просто так кажется, освещение похоже на утреннее.



Это Мартирос Сарьян, "Зеленый овраг". Зеленый! Да не может быть, это же надо так видеть зеленый цвет, то ли среди оттенков другого, то ли внутри зеленого эти оттенки.
Холмы, овраги, бык мирно пасется. Такое страстное буйство красок - и тишина.



Тоже Сарьян. "Утро. Зеленые горы". Зеленые - трава. Не зеленые - выжженная Солнцем трава. Если встать где-то у подножья гор и посмотреть вверх - закружится голова от высоты и глобальности их? Закружится. Маленький человек рядом с ними, маленький бык, и деревья мелковаты.



Это П.С. Уткин, "Дороги на море".
Картина с сюрпризом. Вот я стою перед ней. Море, берега часть небольшая, на ней как будто бы и стою, облака надо головой... Пространства не хватает, вообще кажется, что чего-то здесь мало.



Поближе?
Техника видна, море почти пропало. Разве только по сравнению с небом угадывается.



Значит, наоборот, подальше. О, здесь что-то появляется.



И ещё подальше. Маленькая картина. И какое большое в ней пространство. Никак не воспроизводился в точности нежный голубой цвет моря оригинала, с ним впечатление ещё сильнее. Пространство моря. Стоять и смотреть, смотреть в него. Там покой.

фотосерия, русский музей

Previous post Next post
Up