В одном из первых своих постов о США я писал, что жизнь здесь почему-то подсознательно ассоциируется у меня с «победившим коммунизмом» или наконец-то построенным социализмом. В частности, большое количество предложение для
занятий с детьми (летних лагерей) очень напомнило мне моё детство, когда в любом «дворце пионеров» работало 20-30 кружков от авиамоделизма и бальных танцев до всякой лепки, резки, гравировки, выжигания и выпиливания лобзиком.
Я думаю, что основным фактором здесь является наличие большого выбора, которое я застал в последние годы СССР, а также субъективного ожидания от «социализма» еще большего выбора для удовлетворения своих потребностей, как материальных, так и духовных.
США, как общество в значительной степени ориентированное на потребителя, в конкурентной борьбе за каждого нового клиента предлагает огромные выбор товаров и услуг, о которых мы и не могли подумать даже, что это может быть услугой или товаром.
Например, возьмем близкую мне тему питания и рассмотрим обычный продуктовый магазин. Все крупные супермаркеты имеют обязательно отдел Deli, где можно набрать себе на вес свежеприготовленные салаты (10-16 видов), маринады (оливки, маринованные грибы и пр), супы (3-4 вида), вегетарианская и невегетарианская кухня. Тут же ты можешь попросить сделать тебе из части этого свежий сэндвич, завернуть в виде wrap, или сделать салат из тех ингредиентов, что ты сам выберешь. Тут же рядом есть уже готовые, расфасованные салаты, супы и вторые блюда (entrée).
Что меня удивило, это что тут есть не только 5-6 заправок для салатов (dressings), но и 5-6 подливок (gravy). Если заправки для салата я как-то еще и в Германии видел, то вот подливки раньше видеть не приходилось. И еще, меня очень удивил огромные отдел консервированных бульонов в магазине, с кучей рецептов в журналах о том, как и что готовить.
И аналогичные открытия меня поджидали во многом. В любом магазине - спортивном, бытовом, подарочном, техники - неожиданно ты видишь огромное количество приборов и устройств, о которых ты даже и не думал никогда.
И вот тут начинается как раз воспитательная роль капитализма. Если подливку в продуктовом магазине может позволить себе практический любой американец (забудем пока про бездомных и безработных), то вот скажем поесть в хорошем ресторане с необычной и качественной кухней - уже далеко не каждый, и даже не среднестатистический. Ресторанов здесь, конечно, много и всегда есть выбор, и можно найти что-то по своему карману - но как правило если качество ресторана известно, то это «дорогой» (upscale) ресторан, где цены на еду могут быть на порядок (до 10 раз!) отличаться от средней стоимости обеда или ужина в обычной уличной забегаловки или с «передвижного ресторана на грузовике» (food truck).
И вот тут перед тобой стает выбор: либо стараться, хорошо учиться, осваивать какую-то непростую профессию и получать хорошую зарплату, на которую ты можешь позволить себе такое разнообразие, либо этого не делать и позволять себе только дешевую еду из крупных продуктовых магазинов (огромный пакет хороших чипсов тут стоит всего 7 долларов, за это даже не поешь нигде!). Для кого-то это, наверное, не такой важный выбор. Кто-то здесь не видит вообще никакого выбора. Ну а для кого-то это и есть самая главная мотивация в жизни учиться и работать.
Причем если в социальной Германии разница между безработным и работающим на непрестижной работе, вроде парикмахера или продавца в магазине обычно в пользу безработного (он может позволить себе больше имея в распоряжении все свободное время), то тут даже самая чёрная (в смысле грязная и непрестижная) работа намного лучше, чем безработица. Это просто становится сразу очевидно, с каждого заработанного доллара - и поэтому здесь люди не гнушаются идти работать разнорабочими, таксистами или завхозами (janitor service), если временно не могут найти работу по специальности. И выживают, потом наконец находят работу и дальше карабкаются вверх.
Кто-то может возразить, что при капитализме только небольшая кучка живет в роскоши, в то время как большинство вынуждено довольствоваться средним или даже доходом ниже среднего, в то время как социалистическое общество обеспечивало потребности большей (если не всей) части населения. Вспоминая анекдоты времен СССР, что «сегодня в масле потребности нет», трудно согласиться с тем, что действительно потребности больше части могли быть удовлетворены, хотя тут сложно что-то говорить сейчас. Важно, что в США возможностей «социального лифта», когда ты поднимаешься из подвалов социума в пент-хаус, намного больше чем в любой другой социальной или коммунистической стране. Лечащий врач нашего сына, доктор Quang Dao, во время нашей первой встречи сказал мне: “There is no way in the US that you don’t get high if you work hard. When I came to the United States, at the age of 10, I spoke no word English and my family had less than 10 dollars.” Теперь он - заведующий педиатрическим отделением крупного госпиталя.
Вот это и есть ключевая фраза американского менталитета, проверенная и работающая во многих случаях и с разными судьбами: there is no way that you don’t get high if you work hard.