Шли мы с дочкой из детского сада. Она была явно не в настроении, и вскоре выяснилось, почему. Оказывается, на прогулке проводили игру на меткость - кидали в корзину мяч. - И что? - спросила я осторожно. - А я...а я... я только разочек, всего разочек попала... а-а-а--а-а-а-а!!! - и слёзы фонтаном. (Что делать? Сказать: «Ну ничего, вот научишься…» или утешить мороженным, например? А куда деваться ей от убеждения «я была хуже всех!») - Только разочек? - уточняю я осторожно. - Да… только разо-о-очек… - Какая же ты у меня молодец! От удивления дочка реветь перестала. - Ты представляешь, - говорю ей, - вчера, когда мы играли в мячик, ты ни разу не попала в кольцо. А сегодня У ТЕБЯ ПОЛУЧИЛОСЬ! Целый один раз! Я знаю, как ты старалась. Сегодня вечером мы ещё поиграем. И - что у нас выйдет? - Я научусь! - сказала мне дочка. - Я потом попаду два раза!!! А я подумала, радуясь за неё: "Не надо требовать от ребёнка, чтобы он всё делал лучше всех. Сегодня ты делаешь это лучше, чем вчера…" На это и ориентируемся.
Всем, кто сделает репост, вышлю код скачивания. (Провожу эксперимент, требуется ваше участие. О результатах напишу непременно)))
Это значит - идти вслед за ребёнком, следовать тем законам роста его и развития, которые заложены в нём изначально. Природой самой.
Любой цветок в вашем саду растёт и развивается согласно заложенному в нём генетическому коду. У каждого ребёнка тоже свой генетический код, и в первую очередь он определяет его развитие. В каждом ребёнке заложена определённая биологическая программа, и он «плывёт» по жизни, направляемый ею. Мы, родители, конечно, можем внести свои поправки, но эффективными они окажутся лишь в том случае, если не будут вступать в противоречие с этим кодом - программой, а следовать за её течением. Можно и дополнять, и расширять, и поддерживать её, но плыть против течения нет ни малейшего смысла: утонут все ваши благие намерения.
Рост и развитие юного человека - это поступательное (наступательное!) движение вперёд.
Словно бы по ступенькам волшебной лесенки он поднимается во взрослую жизнь.
Само продвижение происходит обычно без резких падений и взлётов, потому и периоды пребывания на определённой «ступеньке» называют стабильными или литическими. А вот начинается и заканчивается каждый из них маленькой революцией - кризисом. Возрастным.
Будто вдруг распахнётся заветная дверца, и из неизвестных глубин врываются в жизнь новые силы, и переделывают всё под себя. И нет преграды, которая их остановит. И подчиняясь этому природному зову: «Учись, развивайся, расти!», - ребёнок и действовать, и вести себя в чём-то начнёт по-другому, и в его характере появится что-то новое.
Если родители заметят происходящие изменения и своевременно отреагируют - всё нормально, в кризис особых проблем не возникнет. Проигнорируют - получат капризного малыша, бунтующего подростка. И к тому же станут невольным тормозом на пути его роста/развития..
В этой книге мы рассказываем о пяти детских кризисах и о том, что мешает и что помогает их успешно пройти.
Но кризис - явление временное, он приходит - уходит, а ребёнок с нами всегда.
Не менее важно, как складываются отношения между взрослыми и детьми в межкризисные времена.
Что делать, если ребёнок не слушается? Как наладить с ребёнком контакт? Как приучить к порядку? Призвать к дисциплине? Позаботиться о безопасности? Обходиться без криков и ссор? На эти и другие вопросы в этой книге вы тоже найдёте ответ.
Родителям часто приходится балансировать между «можно» - «нельзя», «разрешаю» - «не разрешаю». А по большому счёту - между «так надо» и «надо ли так?». делать выбор
Эта книга - подсказка: что выбрать и как выбирать. В неё вошли как новые материалы, так и материалы из ранее опубликованных наших книг («Как оттащить ребёнка от компьютера и что с ним потом делать», «Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти», «Безопасность ребёнка от памперса до паспорта. Как правильно обучать», «Что делать, если… вас достали конфликты, капризы и детские вредности» и др.).
Рост ребёнка - это дорога от зависимости к самостоятельности. Задача родителей - помочь человеку успешно пройти этот путь.
И, самое главное - сохранить при этом доверительные отношения, когда ребёнок несмотря ни на что знает и верит: «меня любят всегда». Это важно: чтобы ребёнок не сомневался в нашей любви. От этого зависит его восприятие самого себя, его самооценка, а по большому счёту, успешность во взрослой жизни. Когда, удовлетворена основная (базовая) потребность - потребность в безусловной любви - остальное всё сложится. Обязательно.
СОДЕРЖАНИЕ Вступление. Что делать, если...
Часть 1. МАЛЫШИ 1глава. КРИЗИС НОВОРОЖДЁННОСТИ Я родился! Рефлексы - помощники Что означает плач малыша О привязанности Улыбка как знак
Глава 2. МЛАДЕНЧЕСТВО Ситуация «мы» Если ребёнок кусается Свои и чужие О доверии и недоверии Тест с комментариями «Помогаете ли в развитии речи?»
Глава 3. НЯНЯ ДЛЯ МАЛЫША Где искать Как выбрать хорошую няню Как проверить, хорошо ли с няней вашему малышу Чтобы няня не стала главной (сохраняем привязанность малыша)
Глава 4. ОТ КРИЗИСА ДО КРИЗИСА Кризис первого года жизни И с мамой и без Жажда исследовать мир Как повлиять на детское поведение От года до трёх лет
Глава 5. ПОРЯДОК И БЕСПОРЯДОК Всё на так, опять бардак Что делать, если… Пробудить желание помогать Эх, уберу… куда подальше
Глава 6. КРИЗИС "Я САМ!" Рождение новой личности Как помочь малышу Приглашение к сотрудничеству В борьбе за свои права Что нас ожидает
Глава 7. О СВОБОДЕ И БЕЗОПАСНОСТИ Вечный борец или тихоня? Как говорить, чтобы ребёнок послушался В дороге и в очереди - как обучать между делом Тест «Да или нет? Проверка за знание правил»
Глава 8. ОТ ВИНЫ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ Чувство вины и его последствия Что такое ответственность Как растить ребёнка ответственным человеком
Глава 9. КАК РЕБЁНКУ ПОМОЧЬ НАУЧИТЬСЯ Одеваться и раздеваться самостоятельно Сказочный подход Учимся, но не мучимся
Глава 10. О ПОЛЬЗЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ Откуда пришли традиции и зачем они нам нужны Из привычного в необычное Знаки приятия и любви Как создать хороший семейный обычай
Часть вторая. ШКОЛЬНИКИ Глава 11. КОГДА НАЧАЛИСЬ ПЕРЕМЕНЫ Что делать, если… Превращаемся в чайники Как давать задания правильно, чтобы ребёнок их выполнял
Глава 12. КРИЗИС ПРЕДШКОЛЬНЫЙ, ОСОБЕННОСТИ Узнать по приметам Что в ребёнке меняется Свой собственный мир Рождение социального «Я»
Глава 13. ТРУД И ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО Вовлечение в процесс Что делать, если… Полезно и интересно
Глава 14. САМООЦЕНКА Самооценка детей в разном возрасте Тест «Лесенка самооценки» Самооценка подростка
Глава 15. КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Что нас ожидает (или настигло уже) Три уровня по дороге к самостоятельности Локально - капризный Право - значимый Тест - ситуация «Мне всё равно» Утверждающе - действенный Старший подросток. Ранняя юность
Глава 16. ПОТРЕБНОСТИ И "ЗАМЕНИТЕЛИ" Под тёмною водой Всё начинается с потребностей Чем потребности определяются? Заменители Направление нашего поиска
{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}Заключение. ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМЫМ .