Конья (Часть 4)

May 14, 2011 13:18

(Часть 1)  (Часть 2)  (Часть 3)

Сегодня я заканчиваю свой рассказ о Конье. Но после я обязательно расскажу о её окрестностях, которые обладают не менее, а может даже и более уникальными историческими ценностями, чем сама Конья. И, конечно же, расскажу о конийской кухне с рецептами и фотографиями блюд :)

Конья, как и любой другой турецкий город, может похвастаться своими многочисленными музеями, в которых собраны уникальные артефакты, найденные при раскопках, либо бережно сохранённые экспонаты, которые передавались из поколения в поколение...

Музей керамики "Каратай" - Karatay Çini Eserler Müzesi (Karatay Medresesi)

У подножия Холма Алааддина, через дорогу от него, находится Музей "Каратай" - один из важных исторических памятников Коньи. Изначально это было здание медресе. Построена она была во времена правления Султана Изеддина Кейкавуса II, по инициативе знаменитого государственного деятеля того времени - Джелалеттина Каратая в 1251 году. Эта медресе самая крупная медресе того периода.

Каратай Медресе в период сельджукского правления была одним из самых прогрессивных образовательных учереждений того времени в Конье. Основными предметами здесь были математика и астрономия. Здесь также преподавал Мевляна. Внутри медресе, точно посередине, находится квадратный бассейн. Прямо над бассейном, в крыше было спроектированно открывающееся отверстие. Когда на улице была ясная, солнечная погода это отверстие открывали, и в воде бассейна отражалось, переливаясь лучами, синее-синее небо.

В 1955 году медресе была преобразована в музей керамики. Вход в музей с отделкой ввиде мукарнаса отражает типичную архитектуру сельджуксого периода. Керамические изделия и фрагменты изделий, находящиеся в музее, уникальны. Это настенная плитка, найденная благодаря раскопкам на месте летней резиденции сельджукских султанов - дворца Кубад-Абад (Kubad-Âbad Sarayı), находящемся на берегу бейшехирского озера; керамические и стеклянные тарелки из Дворца Алааддина (Alaaddin Köşkü);  и другие керамические изделия, принадлежащие сельджукскому и османскому периодам, найденные на территории Коньи и в её окрестностях. А ещё в медресе можно восхититься прекрасными декорациями из цветной мозаики.















































Музей прикладного искусства по дереву и камню "Индже Минаре" - İnce minare Taş ve Ahşap Eserler Müzesi

В пяти минутах хотьбы от музея "Каратай", а именно к западу от парка Алааддина, у подножия Холма Алааддина находится музей "Индже Минаре" (İnce Minare - «тонкий минарет» - тур.) - музей гравированных каменных и деревянных изделий. Также как и музей "Каратай", "Индже Минаре" служила медресе, а её архитектурное решение - копия музея-медресе "Каратай", правда внутрисовершенно другая отделка. Построена была медресе в период правления Султана Изеддина Кейкавуса II, по инициативе его визиря Сахип Ата Фахреттина Али (Sahip Ata Fahrettin Ali) в 1264 году. Архитектором выступил Келюк бин Абдуллах (Kelük bin Abdullah). Медресе с тоноким минаретом выполняла свои функции до конца 19 века. Известно, что в 19 веке, в период между 1876-1899 годами здесь проводились ремонтные работы. В 20 веке, уже после провозглашения Республики, в 1936 году здесь снова была проведена реставрация, а в 1956 году здесь был открыт музей.

В музее находятся гравированные деревянные, каменные и мраморные изделия, пренадлежащие сельджукскому и караманоулу периодам. В резьбе использовались уникальные техники, геометрические и природные мотивы. Символы столицы Сельджукской Империи - двуглавый орёл и ангел с крыльями украшают каменные плиты, экспонируемые в музее . Во дворе музея можно ознакомиться со старинными каменными саркофагами и надгробными плитами сельджуков и османов.


























































Музей надгробных камней "Сырчалы Медресе" - Sırçalı Medrese Mezar Anıtları Müzesi

Ещё одна медресе, функционирующая во время существования сельджукского и османского государств. Находится у подножья того же Холма Алааддина, правда несколько в глубине торговых кварталов. Сырчалы медресе была построена в 1242 году по велению сельджукского султана Гияседдина Кейхурсева II с целью изучения в ней канонических законов. Основателем медресе выступил сельджукский визирь Бедреддин Мухлис, гробница которого находится в помещении мавзолея музея-медресе, архитектором Туслу Мехмет уста. Спустя некоторое время после основания медресе, вплоть до 17 века, здание её было заброшено, вследствие чего отдельные его части были разрушены. Но в 19 веке в сохранившихся помещениях занятия возобновились. Часть здания построена из точеного камня, другая из более мягкого камня «молоз». Стены мавзолея, находящегося в левой части медресе, построены из уникального кирпича, благодаря чему его внешний вид производит интересное впечатление. До 1924 года здание использовали по прямому назначению - как медресе, время от времени проводя её реконструкции. Медресе, известная под ещё одним названием  «Мухлисие медресе», состоит из двух этажей, открытого двора с бассейном, двух террас. Центральный фасад на входе в медересе украшен геометрическими фигурами и росписью. Внутри помещения отдекорированны керамической плиткой цвета берюзы, коричневого, фиолетового и черного цветов, поэтому медресе и получила свое основное название - Сырчалы медресе (Sırçalı - «с цветными битыми стёклышками»).

Медресе была отреставрированна в 1954 году, а в 1960 году была присоеденена к музейному достоянию Коньи в качестве музейного сектора «Надгробные памятнкики» и была открыта для посетителей. В 1969 году со стороны городских властей здесь были произведены очередные ремонтные работы. В музее представлены надгробные камни, используемые во времена сельджуков, караманоулу и османов.




























Мечеть "Ипликчи" - İplikçi Camii

Мечеть находится в районе Мерам, с восточной стороны от Холма Алааддина, на улице Алааддин Джаддеси (Alâeddin Caddesi). Была построена при султане Кылычаслане II. по инициативе его визиря Шемсеттин Алтун-Аба (Şemseddin Altun-Aba) в начале 13 века, в 1202 году. В этот же период мечеть была провозглашена важным религиозным центром.

И внешне и внутри мечеть не обладает никакой роскошью. Строгие стены, строгая отделка. Как только мечеть построили, её назвали Эбюльфазл Мэсджиди (Ebülfazl Mescidi), после её переименовали в мечеть Эфляки Ахмет Бея (Ahmed Bey Camisi), а со временем мечеть получила название, которое сохранилось до сих пор - Мечеть "Ипликчи" -  из-за того, что находилась она напротив рынка нитей и пряжи. (İplikçi - торговец нитями, пряжей). До наших дней мечеть сохранилась не в её первоначальном виде. В разное время здесь проводились ремонтные работы и изменения. Например, в 1333 году мечеть была расширена по приказу Кишчи Месудзаде Хаджи Эбубекира (Kişci Mesudzade Hacı Ebubekir), в 1431 году была обновлена Тургутом оулу Эбюльфазл (Turgut oğlu Ebülfazl). В последующие годы в мечети произошёл пожар, из-за чего её пришлось основательно реставрировать. На тот раз в 1584 году мечеть была отреставрированна по велению Хаджи Эмруллаха (Hacı Emrullah). Говорят, что минарет изначально был гораздо короче. В современные годы из-за того, что мечеть находится прямо у дороги, её не раз хотели снести, но в 1951 году мечеть Ипликчи была признана историческим памятником и приобрела статус «старинного наследия» среди музейных комплексов Коньи, а в 1960 году была снова открыта для прихожан.










Мечеть "Азизие" - Aziziye Camii

Совершенно очевидно, что Мечеть "Азизие" - абсолютно уникальная мечеть, находящаяся на территории Коньи.  Вряд ли найдётся человек, взгляд которого не будет прикован к этой мечети ещё издалека. Расположилась мечеть в одном из самых оживлённых мест старого центра города - там, где находится "базар Мевляны" (Mevlana Pazarı) и множество небольших торговых лавочек с различным ассортиментом. Увидев необычные верхушки минаретов, выглядывающих из-за старых построек, можно только по этому маленькому фрагменту мечети восхититься её красотой. А подойдя ближе, поразиться её размерами, стариной и совершенно необычнй архитектурой  - именно это архитектурное решение выделяет мечеть Азизие среди множества других мечетей, находящихся в Конье.

Мечеть "Азизие" в 1671 году приказал построить Дамат Мустафа Паша, и через пять лет, в 1676 году, она была возведена. Спустя два века в мечети возник пожар, после которого прекратилось её функционирование. Однако по прошествии нескольких лет, благодаря и при содействии матери Султана Абдул Азиза (Sultan Abdül Aziz) - Пертевнияль (Pertevniyal) мечеть было решено восстановить. И в 1875 году она была построена практически заново, в смешанном стиле - османском барокко и рококо, в следствие чего европейское влияние на архитектуру мечети очевидно. В период до окончания существования Османской Империи на территории современной Турции в архитектуре отмечалась тенденция вестернизации, вот почему архитекторы довольно часто использовали этот стиль в строительстве зданий и мечетей. Подтверждением тому служат примеры с подобной архитектурой  - стамбульский дворец Долмабахче, Мечеть Меджидие в Ортакёй, дворец Кючюксу Касры, и другие. Мечеть выполнена из точёного камня. Оснащена двумя минаретами с фигурными рельефами. Окна мечети - почти во всю высоту строения и превосходят по размеру входные двери. Мечеть по праву считается одной из самых красивых и оригинальных на территории Коньи. Она просто завораживает своей старинной роскошью.




























Исторический и краеведческий музей "Коюноулу" - Koyunoğlu Müzesi

Музей "Коюноулу", находящийся в районе Топраклык (Topraklık Mahallesi) недалеко от музея Мевляны, был основан коренным жителем Коньи - А.Р. Иззет Коюноулу беем, который с 1913 года и до последнего дня своей жизни в одном старом, 19 века, типичной конийской архитектуры  доме собирал коллекцию археологических остатков древности и старины, найденные на территории Коньи и прилегающих к ней районах. Коллекция со временем приобрела внушительные размеры, чем с каждым годом привлекала всё большее внимание турецких и зарубежных коллекционеров, от которых Иззет Коюноулу ещё при жизни получал множество предложений о её продаже. Однако, коллекционер не соглашался, и, в конце концов, в 1973 году подарил свою коллекцию и дом, в котором она была собрана, городской администрации Коньи, после чего здесь был основан музей, носящий его имя. В 1984 году музей был расширен благодаря строительству дополнительного нового здания. Сегодня же сам дом закрыт для посетителей, а все экспонаты находятся в новом здании.

В музее имеется несколько залов: зал анатолийских цивилизаций, зал минералов, этнографический зал, зал исламской письменности, зал природы, архив-библиотека, зал с коллекцией старых фотографий Коньи, и выставка современных фотографических работ; зал ковров и паласов. Старые книги, рукописи, примеры работ с мрамором, античные и более современные денежные знаки больше всего привлекают к себе внимание посетителей музея. В других залах, среди экспонатов можно видеть чучела птиц, статуи, стелы, бюсты, каменные фрагменты, принадлежащие различным эпохам; мраморные эпитафии, каменные мельницы, изделия из обожженной глины. Среди представленных экспонатов музея на втором этоаже - кружевные изделия; разнообразные по форме, размеру и орнаменту - сумки; выполненные с использованием разных материалов и техник - салфетки, полотенца, пояса, цветные хлопковые шарфы; используемые во времена сельджуков, османов и существования республики - одежда и аксессуары жителей анатолии - женская одежда с цветочными мотивами, желеты, кафтаны, шаравары, подвенечные платья; женские украшения - колье, браслеты, броши. Ещё здесь представлены предметы ежедневного пользования людей того времени - кофейные аксессуары - чашки, кофейные коробочки, кофемолки, сервизы; другие кухонные и банные принадлежности, подсвечники; образцы оружия - винтовок, ружей и мечей; и многое-многое другое. Помимо этого экспонаты расположены на территории музея на улице, где можно увидеть уникальные камменные остатки древности. Я про себя назвала этот музей "музей цивилизаций".





















































 






  


И ещё хочется упомянуть несколько объектов, которые могут быть интересны туристам...

Католический костел Святого Павла - Saint Paul Katolik kilisesi

Костёл находится в старом центре городана против Холма Алааддина, прямо у его подножья, контрастируя с сельджукскими и османскими памятниками архитектуры той округи. Храм не просто контрастирует, он и держится как-то обособленно, хоть и вплотную примыкает к современным зданиям. Когда я впервые увидела этот костёл, мне сразу же захотелось удовлетворить своё любопытство, узнать название и получить хоть какую-то информацию о нём. Но, к моему удивлению, я не обнаружила даже маленькой таблички, повествующей о том, что же это за костёл - там нет даже названия. Вдобавок он был закрыт. А на двери я обнаружила маленькое объявление о том, что для прихожан он открыт только в четверг и пятницу с 14:30 до 15:30. И больше ничего! Информацию об этом загадочном месте я нашла в интернете, собирая буквально по крупицам, и всё равно узнала крайне мало.

Назван костёл в честь Святого Павла, а построен был в 1910 году для иностранцев-французов, работающих в то время на строительстве железной дороги в Конье. Внешний фасад костёла выполнен во французском готическом стиле. В 2008 году костёл стал частью проекта «Реставрация 905 мечетей», и наряду с турецкими мечетями был подвергнут реставрации. С тех пор храм выглядит совершенно новым строением. Ещё говорят, что смотрителями здесь являются двое пожилых итальянцев (За достоверность не ручаюсь). Некоторые турки жалуются, что их не пускают в храм во время службы, а если и пускают, то на входе их встречает недоброжелательная дама :) (Это не проверенное инфо :) )Так сложилось, что я проходила возле этого костёла много раз, но ни разу не видела, чтобы он был открыт, поэтому мне так и не удалось побывать внутри.










Музей Ататюрка - Atatürk Müzesi

Музей Ататюрка находится на проспекте Ататюрка, в том же старом центре города. Здание музея было построено в 1912 году и его первоначальное предназначение было - губернаторская гостиница. Музей этот - непременная достояние жителей города, потому что в этой, в то время гостинице, останавливался Ататюрк. Существуют даже точные данные сколько раз в Конье останавливался Мустафа Кемаль Ататюрк - 13 раз. В 1927 году городское управление Коньи, выкупив здание у государства, приподнесло его в подарок вождю с памятной надписью: «Руководителю государства Мустафа Кемаль Паше подарок от жителей Коньи».

В музее представлены личные вещи Ататюрка - костюм, плащ, обувь; фотографии с изображением его визитов в Конью; столовый набор, которым он пользовался; шезлонг, на котором отдыхал; игровой стол и другие предметы; комнаты, в которых он жил во время визитов - спальня, кабинет, столовая. В настоящее время музей закрыт для ремонтных работ, которые уже подошли к концу и музей ждёт процедуры официального открытия.







Индустриальное училище Коньи - Konya Sanayi Mektebi

Находится на улице Мевляны (Mevlana Caddesi), почти у главной дороги. Когда-то здесь размещалось индустриальное училище, а в настоящий момент - здесь находится частная администрация провинции Коньи (İl özel idare binası), но его по-прежнему, по старой привычке называют "Konya Sanayi Mektebi". Здание было построено в 1901 году. Однажды в здании произошёл пожар, после чего его хотели основательно снести и построить на его месте рынок. Но все же это не осуществилось, здание было отреставрировано. А последняя реставрация проводилась в 2009 году. Интересный факт: в этом здании когда-то размещался кинотеатр, и первое немое кино, которое «приехало» в Конью, было показано именно здесь, в здании индустриального училища.







Хаммам "Мерам" - Meram Hamamı

Этот хаммам был построен в 1424 году. Хамам был разделён на три части - одна для женщин, другая - для мужчин, а посередине находился бассейн - т.е. третья часть хаммама. Внутри каждый хаммам был разделён на 2 части - горячую (Sıcaklık) и холодную (soğukluk). К сожалению, в наши дни хаммам уже не фуннкционирует, а в этом помещении расположился ресторанчик, где, правада, можно поесть очень вкусную гёзлеме :)







Мечеть Хаджи Веисзаде - Hacı Veyiszade Camii

Мечеть Хаджи Веисзаде одна из центральных мечетей Коньи. Роскошная мечеть, отражающая современную исламскую архитектуру 20 столетия. Находится в новом центре города, напротив здания администрации города. Мечеть построена в честь выдающегося исламского деятеля Коньи, преподавателя медресе - Веисзаде Мустафы Куруджу (Hacı Veyiszade Mustafa KURUCU Efendi).




Небоскрёб 'Комбассан' - Kombassan Gökdelen

Один из небоскрёбов Коньи, находящийся в центре города, рядом с мечетью Хаджи Веисзаде, пренадлежит представителю учередителей исламской экономики в Турции - холдингу «Комбассан». Холдинг владеет около 40 предприятиями и группами, оперирующими практически во всех сферах экономики (целлюлозно-бумажная, химическая, текстильная, пищевая промышленность, гостиничный бизнес, кинематография и др.) в Турции, Германии и США, а число вкладчиков в период наивысшего расцвета достигало 30 тыс. человек. В настоящее время «Комбассан» продолжает функционировать, но преимущественно за рубежом (Европа, США). Главные принципы управления холдингом - исключить начисление процента и спекулятивные операции, аккуратно выплачивать закят(традиционный исламский налог, который направляется на помощь бедным), установить рабочие часы, не препятствующие намазу.





 





Куле Ситэ - Kule Site

Ещё один небоскрёб Коньи. В примыкающем к нему трёхэтажном здании внушительных размеров на первых этажах расположен торговый центр, на последнем кинотеатры и закусочные. Это один из немногочисленных крупных торговых центров города, куда съезжаются жители со всей Коньи. Сам же небоскрёб насчитывает 42 этажа (42 - автомобильный номерной знак Коньи) и состоит из офисов частных фирм, а на её последнем, 42м этаже, расположены ресторан и кафе из которых, благодаря его медленному вращению вокруг своей оси, можно наблюдать панораму города со всех сторон. А цены в ресторане вполне демократичные :)









Заканчивая этот "коротенький " рассказ, расскажу-ка я и о жизни в Конье, вкратце, конечно, не раскрывая всех подводных камней, потому что интернет всё же - большая деревня... :)

Думаю, что практически каждый человек, который слышит  слово "Конья", сразу же вспоминает о том, что город этот - консервативный и крайне религиозный. Я тоже так думала... до переезда сюда :) И что могу сказать: Да, дыма без огня, конечно же, не бывает. Но! Мне кажется, что все эти слухи явно преувеличены.

Конечно, здесь гораздо больше "закрытых" девушек/женщин, чем, например, в Анкаре и Измире. Но при этом я видела этих закрытых девушек в обнимку или за ручку гуляющими со своими бойфрендами, или, не смущаясь, курящими прямо на улице или где-нибудь в кафе. Я-то раньше думала, что и открытые вряд ли себе это могут позволить здесь в Конье, оказалось - никаких ограничений.

Я как-то услышала от одной русской девушки, которая приехала в Конью с коротким визитом, мол в Конье те, кто её принимал, сказали ей ходить только в длинной юбке! Мне прям смешно стало :) Здесь девушки ходят и в юбках (и даже выше колен) , и в брюках, и с открытми плечами блузках, молодые девчонки в шортах и т.д.  Да, в мини-юбках  я здесь ещё никого не видела, но вполне нормально все одеваются. Конечно, подавляющее большинство женского населения одеваются сдержанно, стараясь, наверное, не привлекать внимания, но если кто-то оденет юбку выше колен, никто в неё камень не бростит.

Хотя я заметила, что мужское население здесь несколько активнее проявляет интерес к женскому населению :) Т.е. они открыто и не смущаясь могут пялиться, но при этом никаких слов в ваш адрес не следует.  Они просто СМОТРЯТ! Не из-за одежды (я здесь хожу как правило в джинсах, но только лишь потому, что это мой повседневный и удобный прикид). Мой муж из-за этих взглядов не любит ходить со мной по улицам и вообще на люди выходить. Это при том, что я в одежде ничем не выделяюсь из общей массы :) А наш приятель вообще из-за конфликтов на этой почве (из-ща его ревности) развёлся с женой, правда они уже опять поженились и мечтают уехать поскорее из этой Коньи :)))

Алкоголь. Если вы захотите выпить в Конье в каком-нибудь ресторане ракЫ, вам придётся постараться, чтобы найти такой ресторан. Я знаю один такой, в районе Мерам. Для того, чтобы отметить нашу годовщину свадьбы, с вином,  в хорошем ресторане, мы отправились в ресторан отеля "Dedeman", где всё супер-дорого, но зато там можно отметить событие с алкогольными напитками.
Пиво можно выпить в тех немногочисленных кафе, где его продают, но это будет только в закрытом помещении, и уж никак не на улице :) Я вначале думала, что население Коньи вообще не употребляет алкоголь. Употребяет, только дома, не афишируя :)

У очень многих мужчин я здесь вижу обручальные кольца не на левой руке (как принято в Турции), а на правой :) Ещё здесь считается, что мужчина должен носить кольцо из белого металла, а не из жёлтого. Муж мой прикольнул как-то, мол, хорошо, что у нас кольца из белого золота :)))

А вообще я заметила, что здесь очень доброжелательные люди. Никто и никогда мне здесь ничего плохого не сказал и не сделал. Куда бы я ни ходила - ни разу не встретила грубиянства и чего-то подобного.

Как я уже говорила, большинство приезжих из других городов, живущих в Конье, скорее не любят этот город. И знаете почему? - Причин много, у каждого свои... но в основном потому, что здесь делать нечего. Социальная жизнь почти нулевая. Люди проводят свободное время ходя друг к другу в гости, в торговых центрах или на пикниках, вот и всё!  Мы же за время нашего пребывания в Конье исследовали практически все исторические достопримечательности и окрестности Коньи. Далеко не каждый житель Коньи, по моим надблюденям, обладает хотя бы частью тех знаний о их родном городе, которой обладаю я.

Слава Богу наше нахождение в этом сонном царстве подошло к концу. Мой рассказ о Конье практически окончен и моя миссия под названием "Конья" выполнена :))))

архитектура, ТУРЦИЯ, история, Конья

Previous post Next post
Up