Hz. Mevlana’nın 737. vuslat yıldönümü uluslararası anma törenleri

Dec 08, 2010 17:12


Aşk olsun…/Пусть будет любовь...

7 декабря в Конье прошла официальная церемония открытия ежегодного международного Фестиваля Танцующих Дервишей в честь 737-ой годовщины смерти лидера дервишей, их учителя - Хазрети Мевляны (полное имя - Мевляна Джеляледдин Руми) - высоко почитаемого в мусульманском мире мистика, проповедника, философа, одного из самых читаемых поэтов-суфи на сегодняшний день во всём мире.

Фестиваль продлится до 17 декабря. По традиции, с целью посещения фестиваля, в город прибудут официальные лица Турции, гости из-за рубежа, туристы со всего мира. Тем, кто хочет посетить Конью и праздничные представления в эти дни, но не позаботился об этом заранее, сейчас это будет сделать не просто, потому что в настоящий момент все билеты на шоу «Sema» до 17 числа, включительно, проданы. Все места в отелях города забронированы, а на те, которые свободны, выставляются несоизмеримо высокие цены.

Что же представляет собой фестиваль дервишей?

Каждый год в декабре, ежедневно в течение 10 дней, несколько раз в день проходят представления «Сема», длительностью около часа. В городе можно наблюдать афиши, анонсируемые фестиваль и большой наплыв туристов. Время от времени дороги ненадолго перекрываются для проезда эскортов машин почетных гостей и официальных лиц страны. В музее Мевляны в эти дни очень многолюдно. В больших торговых центрах можно видеть украшения с тематикой кружащихся дервишей, а также большое количество сувенирной продукции на ту же тему: суфийские музыкальные и видео-диски, фигурки Мевляны и кружащихся дервишей, украшения, керамика, картины и прочие.

Церемония «Сема» проходит в культурном центре Мевляны (Büyükşehir Belediyesi Mevlana Kültür Merkezi), здание которого поражает внушительными размерами как снаружи, так и внутри.







В холле вниманию гостей предложена сувенирная продукция, картины, которые можно приобрести.







Лишь только войдя в зрительный зал, уже понимаешь величественность грядущего действа. В глаза сразу бросается куполообразный потолок, усыпанный сотнями точечных светильников по кругу, что создаёт ощущение какой-то неправдоподобной невесомости; многочисленные видеокамеры, представители местных и зарубежных телевизионных компаний, фотографы. Здесь же вас радушно встречают работники зала, одетые в тематические костюмы дервишей, которые вежливо помогают зрителям быстро найти места, указанные в пригласительных билетах.

Без лишней суеты гости рассаживаются на свои места, и вот, ещё несколько минут назад полупустой зал, уже плотно заполнился зрителями от первых до последних рядов. За официальным приветствием ведущих на турецком и английском языках, следуют приветствия городских властей, и церемония официально объявляется открытой.

В дни фестиваля, на церемонию «Сема» в качестве гостей-участников часто приглашают деятелей искусства, исполнителей классической турецкой музыки и музыки суфи. В этот раз, в честь первого дня фестиваля, на церемонию открытия был приглашён популярный в Турции исполнитель классической турецкой музыки, суфи, - Ахмет Озхан, который был встречен публикой бурными овациями. Певец исполнил 5 песен из своего репертуара, зрители же, не отрывая глаз от сцены, насладились прекрасным голосом и талантливым исполнением артиста.




Певец покидает сцену, а зрители, затаив дыхание, считают секунды до начала действа, окутанного мистикой и тайной...

Начинается ритуал.

Сначала выходят музыканты и занимают места в отведённом для них месте. Затем, в абсолютной тишине на сцену медленно выходят дервиши, одетые в плотно запахнутые черные накидки до пола, означающие «смертность и несовершенность человеческой сущности». На головах у них - головные уборы - тюрбаны из овечьей шерсти вытянутой формы, имеющие значение «надгробный камень человеческого эго». Выстроившись полукругом на предварительно растеленных овечьих шкурах, склонив головы, они ждут выхода шейха (Dede или Şeyh Efendi- тур.), и его помощника, которые выходят и садятся на постеленный для них ковёр справа от дервишей. Шейх склоняет голову; дервиши следуют за ним - присаживаются на овечьи подстилки, склоняют головы, после чего читается гимн в честь Пророка, написанный, кстати, Мевляной.

Затем шейх с помощником встают, за ними встают и дервиши. Начинается музыка. Шейх кланяетя своему помощнику и медленно начинает движение по кругу, - его движение «приветствие» повторяет каждый следующий дервиш, - таким образом дервиши приветствуют друг друга и проходят круг. Эта медленная сцена повторяется три раза, - т.е. дервиши, кланяясь каждому следующему за ним, проходят три круга, и каждый круг имеет своё значение. Считается, что после сцен «приветствия» дУши дервишей поприветствовали друг друга.




Пройдя три раза по кругу, дервиши возвращаются на свои места, на сцену выходит ещё одна группа дервишей, выстраиваются в общий ряд-полукруг, и после короткой паузы все сбрасывают с себя черные накидки, - происходит следующая сцена - «истинное рождение».







Скрестив руки перед собой, положив кисти рук на плечи, каждый из дервишей по-очереди произнося про себя цыфру «1», присягая Аллаху, подходит к шейху, который благословляет их на танец «сема».




Получив благословение, дервиши, опять же, по-очереди начинают погружаться в транс, - кружась, занимают предназначенное им место в круге, склонив голову вправо, подняв правую ладонь вверх, левую вниз (что значит "мы приходим от бога, и уходим в землю") парят в волшебном, мистическом танце под мистическую музыку. Застывают в танце, не произнося ни звука, и не производя никаких движений головой или ладонями. В этот момент дервиш остаётся один на один с Аллахом, душа его взмывается в небо, помыслы очищаются, плоть освобождается от тяжести, а дух - ликует.




Когда музыка обрывается, дервиши отходят к краю круга, смыкаясь по несколько человек.




Музыка возобновляется, и дервиши повторяют ту же сцену благословения и танца ещё два раза, под конец сильно ускорив темп танца.




Кстати, во время танца я сняла потолок в зале. И вот что получилось.




В реальности там были только белые точечные светильники, и никаких "ленточек". Увиденное на фото меня, как минимум, удивило!

После третьего танца, дервиши подходят к своим прежним местам, каждый из них поднимает свою черную накидку, поцеловав её, одевает, и садится на своё место, склонив голову. Так же поступает и шейх с помощником. Сцена символизирует возвращение дервиша к плоти. Далее, в абсолютной тишине, красивейшим мелодичным голосом звучит отрывок из Корана: «Maşrık da Allah’ındır, mağrib de. Hangi tarafa dönerseniz, Allah’ın yüzü oradadır. Çünkü Allah Vasi’dir, Alim’dir… ».

Заключительная часть церемонии - вознесение молитвы Аллаху и Пророкам за спасение души человека . Молитва читается тихим голосом, а все сидящие в зале преподняв перед собой раскрытые вверх ладони, шёпотом повторяют молитву. Зрелище - не менее завораживающее, а чувства уже переполненны до предела. «Аминь», - шёпотом в унисон произносится в зале. Церемония подошла к концу. Шейх, а за ним дервиши покидают сцену, на прощание кланяясь зрителям...

Мевляна Джеляледдин Руми проповедовал идею ценности человека независимо от его земного величия, утверждая, что постижение Бога происходит ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ. Он также верил, что единства с Богом можно достичь посредством медитативного танца. Вот почему последователи Мевляны веками исполняют мистический танец-вращение. Музыка на этих церемониях играет огромную роль, - считается, что она очищает душу, позволяет человеку заглянуть вглубь себя и убедиться, что Аллах - очень близко к тебе. Танец дервишей - особый, таинственный спектакль, ритуал поклонения Аллаху. Одежда дервишей, ритмика танца под чарующие звуки флейты, глубокое понимание сути происходящего - во всем этом кроется особое осознание мира, человека на земле и земли во вселенной.

Если вам не удасться побывать на церемонии в эти дни, не растраивайтесь, - сделать это можно каждую субботу, в Центре Мевляны, круглый год. Для граждан Турции вход - бесплатный. Вы увидите ту же церемонию «Сема», которая проходит в дни фестиваля. Единственное необходимое условие - прежде чем посетить ритуал, к нему нужно тщательно подготовиться. Предварительно попытаться понять, что же хотят донести дервиши своим танцем. Надеюсь, я вам в этом немного помогла. А процесс познания, как известно, бесконечен.

Kimin aşka meyli yoksa
o kanatsız kuş gibidir…

Hz. Mevlana

Кто не стремится к любви,
тот как птица без крыльев...

Хазрети Мевляна

новости, любопытные факты, МЕВЛЯНА, праздники, Конья, ТУРЦИЯ, традиции, статьи, история, фото

Previous post Next post
Up