В прошлом учебном году я училась на предмете "скульптура" в том же колледже, где проходила и курс керамики. О занятиях кеpамикой я писала в этой статье:
http://alartsss.livejournal.com/2584.html Скульптура показалась мне более серьёзным предметом. Мы не делали много вазочек и чашечек, как на керамике, а учились создавать что-то одно и более солидное.
С одной стороны, мне хотелось большего разнообразия, какое было у нас на "керамике", но с другой стороны, скульптурные работы, и особенно, лепка настоящего лица человека казалась более ответственным трудом.
Наша преподаватель Вида Смит - профессиональный скульптор. По этому виду искусства она закончила университет.
Первым нашим заданием было создать "сборную" композицию, в которой присутствовали бы ритм, движение, линии...
Наши первые работы.
Моя:
Других студентов:
*
*
Второе заданее оказалось потруднее: мы перешли к карвингу - резьбе по камню. Камень использовали ни твёрдый, ни мягкий, но достаточно рассыпчатый.
Сначала его нужно было распилить на меньшие куски. Затем нарисовать на однoм из них выбранную фигуру.
*
*
Макет фигурки мы заранее делали из глины:
*
Затем мы приступили к довольно сложной части работы - самому карвингу - вырезанию по камню с помощью стамески и молотка.
*
*
*
Шлифовали фигуру с помощью наждачной бумаги:
*
*
Вот что у меня получилось:
*
*
Чтобы замаскировать какие-то погрешности и возникшие дырочки, мы смазывали свои фигуры гипсом.
*
Преподаватель Вида каждому помогала:
*
*
Ей понравилась моя ракушка. И мне тоже. Хотя сейчас я сделала бы её немного по-другому:
*
*
Чтобы придать фигуре законченный симпатичный вид, мы покрывали её белым лаком:
*
*
Следующим нашим этапом было рисование несложного объекта:
*
*
А затем и своего лица:
*
*
После этого мы лепили части своего лица из глины, тем самым готовясь к следующему, более важному этапу:
*
В Австралии в колледжах, университетах и, конечно, школах учебный год делится на четверти. В начале второй четверти у нас опять проходила экспериментальная часть работы по программе. Нужно было снова изготовить нечто узнаваемое из подручного материала. Я сплела виноградное дерево из обычной проволоки:
*
Затем наступило время исследования творчества современных скульпторов. Мы должны были найти понравившегося нам скульптора, его работы, подготовить Презентацию и рассказать, чем именно нам понравился такой-то скульптор и как вдохновляют нас его работы.
Пересмотрев немало журналов и книг по искусству, я остановила свой взгляд на китайском скульпторе, живущем в Австралии. Не сказать, что была в полном восторге от его работ, но мне понравился его оригинальный стиль. К сожалению, мы не могли выбрать классических скульпторов, т.к. наше отделение называется "Изобразительное Искусство и Современное Ремесло". Поэтому мы должны "идти в ногу с программой" и творить только современные "произведения искусств".
"Расширьте границы вашего взгляда на искусство", - любила говорить нам преподаватель Вида. Она пыталась убедить нас, что классика и реализм - это уже прошлый век. Хотя мне и многим другим людям это до сих пор очень нравится.
Во время Презентаций:
*
А это - тот самый скульптор Ах Сиань, которого я выбрала для своей Презентации:
*
*
Ниже - его скульптура:
*
*
Ах Сиань родился в 1960 году в Пекине. В 1989-м по приглашению Тасманской Школы Искусств он впервые посетил Австралию.
В 1990 году он попросил в Австралии убежища...
Живя на далёком зелёном континенте, Ах Сиань перенёс пять лет "неопределенности", когда его просьба о предоставлении убежища не решалась из-за бюрократии и различных судебных разбирательств. Премьер-министр Австралии в то время Боб Хоук позволил остаться тысячам китайских студентов, временно проживавшим в Австралии. Но просьба Ах Сиань о предоставлении убежища была отвергнута, потому что он не был студентом.
Позже, при поддержке писателя Линда Jaivin и бывшего советника по культуре австралийского посольства в Пекине, Ника-Хосе, в 1995 г. Ах получил, наконец, официальное право на проживание в Австралии. Об этом времени Ах Сиань отзывается по-философски:«Что произошло, то произошло. Сейчас мне не на что жаловаться. Я верю, что всё пеержитое мною и то, с чем я до сих пор сталкиваюсь, является необходимым».
С 1990 по 1998 год Ах Сиань жил в Сиднее и работал простым маляром: ему нужно было содержать семью - жену и двоих детей. Об этом времени он рассказывает так: «Я не могу пожаловаться, что мне приходилось уж очень физически трудно. Тяжелее было в психологическом плане - я всегда хотел делать свои собственные творческие работы, а был вынужден работать маляром, чтобы зарабатывать на жизнь. Это мучило меня - хотеть делать то, что любишь, но не иметь для этого ни времени, ни возможности, ни денег... В то время я приучил себя читать книги о скульптуре на английском языке, с помощью словаря. Было очень тяжело, но постепенно я выучил этот язык."
Сейчас скульптору 50 лет. Этот скромный человек, который редко поддерживает зрительный контакт, говорит, что в Австралии он обеспечил своей семье достойный уровень жизни и спокойствие. А расстояние от Австралии до его Родины лишь «подогревает» в нём интерес к китайской культуре.
Критики и коллекционеры очарованы необычной красотой его бюстов, соединяющих в себе классическое западное искусство и традиционное восточное декорирование. Ах Сиань создает бюсты из фарфора и покрывает их цветной эмалью.
Художник стремится примирить свои собственные культурные традиции с художественным языком и ценностями Запада.
Моделями для бюстов Аха послужили китайские и другие мужчины и женщины, некоторые из которых - друзья и члены семьи Ах Сиань .
Его сложные и деликатные работы требуют внимательного изучения с «разных сторон». Скульптура Сианя выходит за рамки простого представления. Она «говорит» нам о том, что не возможно полностью забыть свои корни и культуру. Это соответствует мнению одних критиков.
По мнению других, бюсты Аха иллюстрируют напряженность в отношениях между Востоком и Западом.
Третьи критики утверждают, что закрытые глаза и рот на скульптурах Аха Сианя символизируют отсутствие демократической свободы в Китае. Ах Сиань, однако, отвергает всяческую политическую подоплеку в своих работах и настаивает на том, что его бюсты, в первую очередь, являются объектами красоты.
Ему очень нравится, что критики имеют разные точки зрения. Попивая чай, он загадочно говорит: "Хорошие произведения искусства всегда открыты для широкого толкования".
Удивительным в истории этого скульптора является и то, что живя в Китае, Ах Сиань в основном занимался живописью. А в Австралии он «открыл» для себя фарфор - материал, который, как правило, и ассоциируется с Китаем.
Создавая бюсты с закрытыми глазами, художник наполняет их медитативными качествами Будды. Однако их спокойствие искусно нарушено традиционными китайскими мотивами и образами, такими, как драконы, листья кувшинок, деревья, скалистые горы, а также змеи вокруг шеи, вьющиеся по лицу.
*
Сделав Презентацию, мы приступили к самому важному в нашей программе - лепке целой головы! Наши студенты выбирали разных персонажей - одни - мужа, другие - жену, третьи - себя, кто-то - папу, кто-то сына... А одна наша студентка Мария выбрала самого Пабло Пикассо!
Сказать честно, это нелегко - лепить образ человека, которого ты не можешь измерить на яву. Ведь чтобы правильно слепить черты лица и голову в целом, нужно снять массу измерений.
Поэтому Мария делала свою скульптуру несколько абстракно, в стиле модерн. Что как раз и соответствует П.Пикассо - ведь он был художником - модернистом, "искал новые и более современные способы выражения, и своими экспериментами - особенно с кубизмом, создал совершенно новый язык искусства".
Лепка головы начинается с такого постаментика, на который накручиваются газеты и прикрепляются лепкой лентой:
*
Затем это облепляется вокруг глиной. Я использовала хорошую белую глину. Но разрешалось купить и любую другую. Только если хочешь добиться гладкого лица, лучше купить нечто получше.
*
*
Ход моей работы: лицо становится похожим на оригинал:
*
*
Мы в классе:
*
*
*
Работы других наших студентов: Майкл лепит голову женщины, у которой он снимает комнату:
*
*
Аманда лепит голову своего папы:
*
Пикассо нашей Марии:
*
*
Слева от меня - Керри, она лепит голову мужа:
*
*
Прилепляю волосы, бороду и усы в форме якорей - моя модель служил во флоте 20 лет!
*
*
Затем я немного переделала детали и на бороде у моей скульптуры теперь красуется морской якорь! Но волосы остались такими же - в виде якорьков.
Скульптура сохнет перед обжигом:
*
*
Моя скульптура почти готова!
*
*
Почему она золотого цвета? Потому что моя модель - не совсем белый европеец. И это нужно подчеркнуть. Современная скульптура- это не только умение скопировать оригинал. Важно суметь и что-то сказать своей скульптурой.
Что я говорю своей скульптурой? То, что это голова человека смешанной расы и служившего в Военно-Морском Флоте Австралии.
Название моей скульптуры" Позолоченная морская собака". Немного грубова-то? Но это флотский жаргон, на который не обижаются. И модель согласился на это.
Почему собака? Потому что в Австралии так называют моряков. В отличие от России, где моряков в шутку зовут "морскими волками".
Смешно?
Да, в жизни всегда должно быть место для шутки!
*
*
*
В классе: Таня, Лиане, преподаватель Вида, Энн и я:
*
*
За деревом манго - наш корпус скульптуры:
*
*
На фото: кстати, манго уже поспело: декабрь - самый сезон!
*
И в заключение семестра у нас было ещё одно экспериментальное задание - опять что-нибудь "нахимичить": создать нечто, что говорит само за себя, со значением и возможно даже философией. Я долго думала и вновь остановила свой выбор на ракушках.
Мы снова делали презентацию и рассказывали о своём выборе. Для этого я собрала небольшую коллекцию фотографий ракушек, созданных кем-то в разных местах. Как много, оказывается, любителей "подводных сокровищ", как и я:
*
Делаю дома свои ракушки:
*
*
Слепила то, что хотела - в современном стиле: не совсем копия с оригинала, а со своей фантазией и элементами экспериментальной декорации:
*
Готовые ракушки:*
*
*
Теперь они украшают мой "подводный замок" в нашем дворике:
*
*
Как всегда в конце учебного года, у нас состоялась выставка творческих работ студентов отделения "Изобразительного Искусства" колледжа:
*
Я около своей скульптуры и моделью:
*
*
На голову скульптуры мы с преподавателем Видой решили надеть матросскую бескозырку - ещё отчётливее подчеркнуть, что это флотский человек!
Таня, Вида и я:
*
Скульптуры других наших студентов.
*
Справа - скульптура головы нашей студентки Лиане - она от смешанного брака: её папа - белый европеец (из Скандинавии), а мама - папуасска из Папуа Новой Гвинеи. Своей скульптурой Лиане выражает своё происхождение. На лице - имитация татуировки, традиционной для племени её матери в Папуа Новой Гвинее:
*
*
Я с Шейном, его другом и Таней. Скульптура Шейна (белая голова в листочках) называется: "Настоящий философ":
*
Связанные вещицы нашей студентки Дай - тоже скульптура (название "Требование устойчивости"):
*
Мы были удивлены , узнав от Виды, что скульптурой может быть всё, что угодно - любой объект, если расположить его в 3-х измерениях. Например, вот это:
*
и это тоже скульптура:
*
А это Дай со своей головой:
*
Мария и её "Пикассо":
*
Терри и голова её мужа:
*
*
На выставке были также картины и рисунки. Вот наиболее интересные из них:
*
"Что любит щенок"
*
*
"Утро"
*
*
Искусство - это красота!