В сегодняшнем посте предлагаю отправиться в прошлое и посмотреть, как в Гомеле появился пешеходный мост.
Кратко об этом сооружении можно сказать так: большой, длинный, пешеходный, ведет через реку Сож и еще он под наклоном.
В детстве вызывал легкое чувство тревоги, так как казалось, что можно вывалиться между его перилами вниз.
Данное строение участвует в формировании визитной карточки города.
Один из основных узнаваемых символов.
Пора отправляться в прошлое.
Примерно до 1910-го года в Гомеле переправа по реке осуществлялась за счет судоходства, по железнодорожному и наплавным мостам. По некоторым данным, наплавных мостов было несколько. Продолжительное время один наплавной мост находился в районе центрального спуска.
Если посмотреть на старые карты, то можно проследить, примерно до какого времени просуществовал, назовем его, "центральный наплавной" мост:
1790. Мост есть.
1840. Мост есть.
1910. Моста уже нет. Но появился автомобильный мост.
Наплавной мост располагался в районе центрального спуска.
На картинке ниже справа на реке как раз можно заметить если очень постараться этот мост.
А на этом кадре изображен центральный спуск в районе храма, и наплавной мост, ведущий на противоположный берег в Якубовку.
Вид с правого высокого берега Сожа на противоположный берег. Вдали видно одно из
старых русел Сожа.
Высотный перепад между берегами, сильные весенние паводки и отсутствие больших поселений на другом берегу обусловили отсутствие капитального моста в этой части.
По реке курсировали пароходы, у местных были лодки.
Здесь видно насколько загруженной становилась река во время лесосплава.
В другое время. То же место, что и на фото выше.
Во время Второй мировой войны через Сож осуществлялась переправа по понтонным мостам.
Несколько переправ и стационарные мосты. 1941-1942-й годы.
Движение по переправе в районе Киевского спуска. Расположение этой переправы отличается от положения переправ на фото выше.
А это уже переправа в районе лебяжьего пруда.
Это говорит о том, что во время войны переправы меняли свое положение.
В советский период из-за интенсивного судоходства наплавной мосты в районе центрального спуска уже не устанавливался.
На левом берегу Сожа напротив парка был организован пляж, где лето проводило большинство жителей города. Для перевозки отдыхающих от центрального причала в районе Киевского спуска курсировал катер или, как его называли "Лапоть".
На фото ниже дикий пляж напротив нынешнего клуба "Nemo".
Судя по этому фото, датированному 22.9.61, в городе мог еще находиться понтонный транспортный мост. Фото неоднозначное: с одной стороны в 1961-м году не было никаких понтонных мостов и на левом берегу не было никаких промышленных объектов.
С другой стороны местность похожая. Оставим эту тайну на потом.
До 1970-го.
Возможные причины появления пешеходного моста следующие:
- с увеличением популярности зоны отдыха Центральный пляж Интернета тогда не было увеличился пассажиропоток на катерах;
- с увеличением численности населения деревни Якубовка выросла потребность у местных выбираться в город на работу;
- в целях сокращения расходов на транспортировку граждан.
Началось строительства.
фото из архива
ew8rg-zaitsev С левого берега монтировались опоры, организовали насыпь, чтобы компенсировать перепад высот. На этом фото, как раз присутствует тот самый катер "Лапоть".
фото из архива
ew8rg-zaitsev На правом берегу собиралась центральная консоль.
На этом фото хорошо видно, что эта консоль какое-то время стояла на временных опорах.
фото из архива
ew8rg-zaitsev Есть такая легенда, что центральную консоль вместе с аркой собирали прямо на улице Баумана, а затем подтянули к месту соединения. Внизу виден деревянный постамент для временной опоры. Скорее всего, центральная консоль наращивалась частями, постепенно продвигаясь вперед.
фото из архива
ew8rg-zaitsev В 1970-м мост был открыт для пешеходного движения. На этом фото хорошо видна интенсивность такого движения по мосту.
фото из архива
ew8rg-zaitsev Панорама из того же периода.
фото из архива
ew8rg-zaitsev Постепенно левый берег из поля стал превращаться в лес.
фото из архива
ew8rg-zaitsev Вместе с левым и правый берег зарос деревьями.
фото из архива
ew8rg-zaitsev Пешеходный поток на мосту. В летнее время население города переезжало на пляж.
Вид с башни обозрения.
Интенсивное судоходство.
фото из архива
ew8rg-zaitsev фото из архива
ew8rg-zaitsev Вид с противоположного берега на заросли. Потом эти джунгли превратят в
бетон и плитку.
фото из архива
ew8rg-zaitsev фото из архива
ew8rg-zaitsev фото из архива
ew8rg-zaitsev Хотел убрать это фото, но потом заметил, что здесь видны буквы какого-то кафе. Скорее всего, это кафе, которое просуществовало несколько лет и территорию которого потом отжалополучило Гомельское епархиальное управление.
фото из архива
ew8rg-zaitsev фото из архива
ew8rg-zaitsev фото из архива
ew8rg-zaitsev фото из архива
ew8rg-zaitsev Современный период.
фото из архива
ew8rg-zaitsev Лет десять назад мост немного приболел, его даже закрывали для ремонтных работ. Позже его местами подремонтировали, подкрасили местами подорожником обмотали и снова открыли.
Но железные ворота еще несколько лет оставались.
Этот мост навещают отдыхающие, молодожены, самоубийцы, влюбленные, блоггеры.
На видео есть обзор с верхней фермы (автор поста к видео никакого отношения не имеет).
Click to view
Периодически его раскрашивают.
фото: alarmout
А потом периодически закрашивают.
Мост видел даже таинственных птиц. Кто знает, что ждет его впереди!? Наверно, тот же, кто знает, что ждет впереди всех нас.
фото: alarmout
Спасибо за внимание!
-материал в посте не претендует на объективность, может содержать неточности в датах, содержит размышления автора и может отличаться от мнения читателей.
-материал в посте не используется в коммерческих целях.
источники: yandex\google images, panoramio, фото ew8rg-zaitsev, forum.vseogomele.net, Дворцово-парковый ансамбль, vk.com/gomel_detka