В продолжение
https://alan-a-skaz.livejournal.com/74385.html Не царское наследство. 1. На суше.
Также ставится в упрек СССР сохранение на службе царских как-бы-линкоров, о которых подробнее см.
http://alan-a-skaz.livejournal.com/25306.htmlО русском и иностранном вкладе в их создание
http://alan-a-skaz.livejournal.com/25306.html Во флоте ситуация была сходной с положением на суше.
Германия и Австро-Венгрия были своего военного флота лишены по условиям мира.
Заметная часть устаревших боевых кораблей в других странах была уничтожена по условиям Вашингтонского договора 1922 года и Лондонского соглашения 1930г. (СССР эти соглашения не подписывал, да и нечего ему было сокращать).
Однако уцелевшие после этого боевые корабли продолжили службу и в годы ВМВ, и, если пережили войну - как правило, служили дальше.
Смотрим состав американской эскадры, находившейся в Перл-Харборе перед японским нападением, там было 8 линкоров.
Смотрим их биографию.
"Аризона" и "Пенсильвания", тип "Пенсильвания", - спуск на воду в 1915 г.; "Невада" и "Оклахома" - тип "Невада", спуск на воду в 1914 г.;
это 4 из 8 линкоров, половина сил!
При этом, восстановленные после японского нападения "Пенсильвания" и "Невада" успели еще повоевать, и были снова потоплены уже после войны, при испытаниях атомной бомбы.
"Теннесси" и "Калифорния", тип "Теннесси", спущены на воду уже после ПМВ, но и то ненамного позже - в 1919 году. Сдача в металлолом произошла уже в 1960г.
Самые современные из американских линкоров в Перл-Харборе - это тип "Колорадо", последние линкоры США до заключения Вашингтонского договора, "Мэриланд"и "Вест Вирджиния", спуск на воду в 1920-21гг., продажа на металлолом в 1959г.
Заглядываем еще глубже в древность.
Самые первые линкоры США, от "Южной Каролины" до "Делавар", были в 1923-24г. списаны по условиям Вашингтонского договора, тип "Флорида" был разоружен и списан по условиям Лондонского морского соглашения, как и один из "Вайомингов", другой ("Арканзас") провоевал в ВМВ и уже после войны потоплен для ядерных испытаний.
Это всё - корабли, спущенные на воду и введенные в строй гораздо РАНЬШЕ царских псевдолинкоров!
Линкоры типа "Нью-Йорк", спущенные на воду и введенные в строй тоже раньше царских недолинкоров (но эти - ненамного), при этом значительно их превосходя по боевой мощи, провоевали всю ВМВ как полноценные линкоры (на что царские "Севы" были от рождения неспособны) и были списаны из боевого состава в 1948 году.
Неудивительно, что и у англичан похожая ситуация. Линкоры, гораздо более ранние, чем царские, были списаны из Royal Navy по Вашингтонскому и Лондонскому договорам; но ровесники царских псевдолинкоров, гораздо более мощные, воевали в ВМВ как полноценные линкоры, и были сняты с боевой службы либо по причине боевых повреждений, либо уже после войны.
Вот так относились к своим устаревшим линкорам периода ПМВ державы, имевшие на то период наиболее мощный военно-морской флот;
Не имевшие необходимости в межвоенный период защищать свои сухопутные границы;
И вообще в целом процветавшие экономически.
Им - можно. За такое отношение к старому вооружению ругать надо только СССР ;-)
UPD вынес из комментариев - про отказ всего мира от линкоров уже во время ВМВ:
"ни один линкор СССР не был построен."
Также в СССР не было серийного производства сох, лаптей и каменных топоров.
От ужасной отсталости! ;-)
Поскольку до войны создание линкоров было для СССР далеко не самой актуальной задачей, хватало гораздо более важных. Во время войны было вовсе не до того.
А после войны уже во всем мире никто линкоров не делал. Наверное, из-за отсталости по сравнению с царской Россией ;-))))))
Вот, к примеру, отсталые ;-) США: свой последний тип линкоров "Монтана" они заложили в 1941 году, но в 1943г. аннулировали заказ и не стали их достраивать. Предпочли разобрать на металлолом.
Англичане (столь же "отсталые", ага) аналогичным образом отменили постройку серии "Лайон" в 4 корабля, но "Вангард", заложенный в 1939г. и замороженный на время войны, после войны все-таки решили достроить, сделав это в 1946г.
Это получилась самая большая в мире и самая дорогостоящая яхта, ибо именно в качестве королевской яхты он и использовался, а также в качестве учебного корабля.
Больше ни зачем линкоры в послевоенном мире оказались не нужны. В 1954г. "Вангард" был списан в металлолом, более-менее одновременно с остальными линкорами в мире.
Да и линкоры, построенные перед войной, не окупили и не оправдали стоимость своей постройки.
Так что СССР поступил очень правильно и мудро, отказавшись от этой затеи.
Но зато только при большевиках у нас начали делать СВОИ полноценные арктические ледоколы - задача, по сложности не уступающая строительству линкоров. Первые вправду-отечественные корабли этого типа были построены в 1938г., назывались "Сибирь", "Молотов" (позже "Макаров") и "Микоян", серия называлась "проект 51 Сталин".
Царские "РусскиеЪ" ледоколы "Ермак" и "Святогор"(позже "Красин") были построены в Великобритании (обычно пишут "в Англии", но это была Шотландия). Царские вправду-руские "Таймыр" и "Вайгач" были не полноценными ледоколами, а т.н. ледовыми транспортами.
Про наши (и не совсем наши) ледоколы (и не совсем ледоколы) подробнее
см.