Начало про Корейский пролив см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/46769.htmlТеперь смотрим на "равный" бой, известный как сражение при Коронеле.
Не устаю умиляться на "дивную избирательность зрения" у хрустобулочников.
Когда им надо доказать немеряный героизЬмЪ(ТМ) "Варяга", проявившийся при бое в одиночку с якобы "14 противниками, гораздо более современными", они считают каждый миноносец (никак не участвовавший в бою!), наравне с крейсером 1 ранга, превосходящим миноносец по водоизмещению в 40+ раз, по весу залпа даже более, как и по прочим значимым в бою характеристикам, кроме скорости.
При этом ими "забыто" про существование канлодки(КЛ) "Кореец" - "ну она же маленькая и устаревшая!". Всего-то в 8 раз больше того же миноносца по водоизмещению и в 50 раз по весу залпа, ага, и по возрасту ровесник большинству японских крейсеров, среди которых самые современные "Асама" и "Ниитака" - ровесники "Варяга".
Еще больше раздувается численность и сила противника при бое в Корейском проливе за счет кораблей, не только многократно более слабых, но даже близко не присутствовавших при бое.
А вот когда надо оправдать "застенчивость в бою"(С) у балтийского отряда царских крейсеров, в составе 2 броненосных крейсеров (БрКр) и 2 бронепалубных крейсеров 1 ранга, которые вчетвером и половиной боезапаса не смогли потопить один беззащитный минзаг, а потом все вместе испугались одного (!)германского БрКр "Роон" (легкий крейсер при нем смешно упоминать) и призвали к себе на помощь и спасение суперкрейсер "Рюрик-2" - тут-то они резко "вспоминают", что корабли даже одного класса бывают разными, и в данном случае превосходство по боевой мощи у бедных напуганных крейсеров "отважного" Балтфлота было не 4-кратным, согласно их числу и классу, а "всего лишь" двукратным.
;-)
Вот и тут поглядим внимательнее на силы двух немецких БрКр и двух английских как-бы-того же класса. Легкие силы учитывать не будем, тем более что по ним у немцев более явное превосходство - трое против одного.
Эти английские БрКр создавались для защиты колониальной торговли от рейдеров вроде "Эмдена", маленьких и быстрых, и не рассчитывались на бой с кораблями своего класса. Отсюда неплохие скоростные качества и мореходность - за счет облегчения брони и вооружения.
Более мощный "Гуд Хоуп" имел 2 орудия ГК по 234мм, снаряд 172кг, скорострельность номинально 3,5 выстрела в минуту (реально в бою было чуть более 1 выстрела в минуту, но посчитаем по паспортным ТТХ).
Это 344 кг разовый залп и 1204кг в минуту.
Плюс средний калибр 6" (152мм) - 16 орудий в казематах, половина из которых расположена на главной палубе и не может применяться при сильном волнении и ветре, а именно такая погода была во время сражения при Коронеле.
Получается до 4 орудий 6" в бортовом залпе, это еще 180кг к разовому залпу. Скорострельность 5-7 в/мин, +1080 кг в минуту.
Итого, реально разовый залп "Гуд Хоуп" 524кг (в справочниках 707кг, за счет затопляемых при волнении орудий) и минутный 2284кг.
Противоминный калибр и десантные пушки считать не будем, конечно.
Скорость получилась реально выше проектной, до 24,1 узлов, и дальность хода прекрасная: 8200 миль на экономичном ходу 10 узлов.
В случае встречи 1:1 с не только бронепалубными, но и русскими владивостокскими крейсерами вроде "Рюрика"/"Громобоя", преимущество в вооружении (с учетом скорострельности) было бы скорее за англичанами, а значительное преимущество в скорости позволило бы им определять характер боя.
"Монмут" гораздо слабее: это "умеренная версия" серии "Дрейк", к которой относился "Гуд Хоуп". Водоизмещение и бронирование уменьшены в почти полтора раза, меньше и дальность хода - как у "Рюрика": 6600 миль на 10 узлах. Скорость примерно как у "Гуд Хоупа".
Все его орудия - среднекалиберные, по сути, 6" (152мм). Их вроде бы много, 14 шт, но из них 6 расположены в нижних казематах и при сильном волнении небоеспособны.
Остальные орудия - 4 в верхних казематах по 2 на борт, и еще 2 пары в башнях, но эти башни были малоудобны, в них два орудия имели скорострельность даже меньше, чем одно такое же, стоящее открыто.
Итого разовый залп в условиях боя 6*45=270кг (в справочниках 408), минутный до 1080кг.
Всего английские броненосные крейсера по довольно оптимистичной оценке (скорострельность "Гуд Хоупа" взята теоретическая, гораздо выше реально достигнутой) имеют разовый залп 614кг и минутный 3364кг.
Если взять справочные данные, не учитывающие ограниченную боеспособность значительной части орудий в ненастную погоду, вес залпа англичан увеличится в почти полтора раза - но это не соответствует реальному соотношению сил, и даже это не исправляет ситуацию, как увидим позже.
Кроме того, в эскадру сэра Крэдока входил броненосец "Канопус" с весьма серьезным бронированием и вооружением, но почти вдвое менее быстроходный. На момент сражения он находился на расстоянии 250 миль от места боя, и более о нем в этой саге сказано не будет.
Теперь смотрим на главные силы немцев. Это два однотипных БрКр "Шарнхорст" и "Гнейзенау", которые были введены в строй в 1907-1908гг, и это уже новое поколение по сравнению с "Гуд Хоуп" и "Монмут" 1902-1903гг., но не только в возрасте между ними разница. Немецкие БрКр были рассчитаны на бой с себе подобными и даже более мощными кораблями, поэтому у них вооружение было гораздо мощнее, и бронирование немного лучше - за счет невысокой дальности автономного хода (порядка 5 тыс. миль экономным ходом) и скорости немного хуже, чем у англичан.
Хотя и возраст имеет значение: у немцев были гораздо более совершенные СУО - системы управления огнем, лучше кучность огня, больше скорострельность орудий как-бы-того же класса.
Главный калибр - 8 орудий 210мм в двух башнях и казематах, в бортовом залпе участвуют 6 из 8, это 108*6=648кг. Для пары кораблей 1296кг.
В минуту 648*4=2592кг, 2592*2=5184
Средний калибр слабый, зато скорострельный (10в/мин): 6 орудий 150мм в казематах, по 3 на борт, к бортовому залпу прибавляем 3*40=120, итого 648+120=768 (по справочнику 866, с учетом противоминного калибра), для пары кораблей разовый залп 1536кг.
В минуту 648*4+120*10=3792кг, для пары 7584кг.
Как видим, даже один германский крейсер по мощи огня заметно превосходит всю эскадру противников при Коронеле!
По сравнению с англичанами, преимущество минутного залпа более чем вдвое (*2,25)!
Преимущество разового залпа 1536/614=2,50 раз. У англичан больше доля скорострельных среднекалиберных орудий, однако они в бою броненосных крейсеров мало что значат.
Если взять отдельно тяжелый калибр 210-234мм, имеющий в бою решающее значение, то превосходство немцев оказывается намного больше, чем по такой усредненной оценке на вес:
разовый залп 1296/344=3,77, в минуту 5184/1204=4,31
Итак, по вооружению немцы имели превосходство примерно 4-кратное, если рассматривать только главный калибр 8-9", и 2-2,5 кратное, если учитывать вклад малозначимого в бою среднекалиберного вооружения.
Вот вам и "равный" бой: в Корейском проливе японцы имели превосходство, несравненно менее значительное! Там были 16 тяжелых орудий против 12 орудий того же калибра и того же поколения.
В сражении при Коронеле были 12 тяжелых пушек против 2, что отчасти скомпенсировано бОльшим весом английского 234-мм снаряда против немецкого 210-мм, до "всего лишь" 4-кратного перевеса сил.
А если к разнице по весу залпа добавить разницу в совершенстве систем управления огнем (СУО), и меткость немецких кадровых канониров против резервистов Крэдока, а также тактическое искусство Максимилиана фон Шпее, поставившего противника в невыгодные условия по освещенности - то разгром английской эскадры за час оказывается вполне ожидаемым, и вовсе не по низкой боеспособности побежденных, их неумелости или нестойкости их боевого духа.
А теперь - про самое главное, по мнению хрустобулочниковЪ: про ГероизЬмЪ(ТМ).
Это у них коронное и святое, о любом проигранном русскими бое заявлять: "ну пусть продули, ну пусть не причинив противнику сравнимых потерь, но зато как героически!"
Сэр Крэдок, встретив противника, не был обязан сразу идти в атаку.
Он имел возможность уйти от боя, имея выше скорость и действуя в районе своей базы. Даже обвинения в трусости ему не очень грозили, он имел прекрасный предлог: ему надо было добиться перед боем соединения с "Канопусом", своей основной огневой и бронированной силой.
Он мог уйти и в начале боя, когда стало очевидным подавляющее огневое превосходство противника.
Однако, он вместо этого попытался, напротив, добиться сближения, чтобы сделать эффективным огонь своих наиболее многочисленных среднекалиберных орудий.
Англичане добились небольшого числа попаданий без существенных результатов - двое раненых, небольшие повреждения. Им удалось добиться небольшого повреждения одной из орудийных башен, которое было исправлено немцами уже в ходе боя. Ничтожно мало.
Но и это гораздо больше, чем полная боевая неэффективность "Варяга" или "Жемчуга".
Английские БрКр были потоплены, никто из их команд не выжил.
Однако, в этом бою немцы израсходовали более половины боезапаса, что для них, не имевших в этой части света своих баз, имело роковые последствия. Сам М.фон Шпее, принимая после боя поздравления чилийцев, сказал, что это цветы на его могилу.
Можно называть это героизмом или глупостью, - смерть спасла сэра Крэдока от обвинений.
Британское Адмиралтейство, весьма суровое в оценках своих офицеров и адмиралов, на сей раз проявило сдержанность в комментариях - но позаботилось об отмщении, выделив на это лучшие силы, в т.ч. новейшие линейные крейсера дредноутного типа. Вскоре эксадра Максимилиана фон Шпее была уничтожена в бою при Фольклендах.
А немцы воздали, и поныне воздают должное мужеству моряков Королевского флота в самых высоких оценках.
Как и англичане оценили мужество немцев в бою-реванше.
Однако, сэр Крэдок безусловно прекрасен по самым хрустобулочным критериямЪ! :-)))
Вот где самый-то что ни есть героизм. Не то что Иессену, но и более всех прославляемому у нас Рудневу не сравниться и близко.
Во время знаменитого боя "Варяга" Руднев не добился ни единого эффективного попадания по противнику за час боя, не сделал сколько-нибудь решительной попытки прорыва. Он быстро, после первых же попаданий, еще не сильно лишивших его боеспособности, начал отступление, - во время которого получил основную часть своих потерь и повреждений, и развил при этом скорость гораздо больше, чем при "наступлении", несмотря даже на сильное встречное течение (оно же попутное при выходе из гавани в бой).
Зато потом на бумаге, феерическим враньем, он добился несусветных подвигов.
Во время боя в Корейском проливе потери японцев были смехотворно малы по сравнению с русскими потерями, при изначально сравнимых силах; потому что командовавший отрядом Иессен, в строгой противоположности поведению Крэдока при Коронеле, добивался не возможности нанесения ущерба противнику, а возможности сбежать, - и бросил поврежденный корабль на добивание врагам.
""Куда мы идем, и не бросили ли мы "Рюрика?" - беспокойно спрашивали эти израненные и измученные люди.
Приходилось, скрепя сердце, отвечать, что мы отвлекаем неприятеля, чтобы дать возможность "Рюрику" исправить свои повреждения и идти на север. Но, в сущности, этому мало кто верил"
Исторический журнал крейсера "Россия", с. 234, 1904г.
Вот и видим, кто выглядел в неравном бою лучше.
За этот "подвиг" Иессен был награжден орденом Св.Георгия 4-й степени - как и Руднев был награжден, более чем щедро, за полностью проваленный бой и подаренный противнику крейсер.
Зато ГероизЬмЪ(ТМ).
Но у сэра Крэдока героизм оказался велик вне всяких кавычек и оговорок.