Вернувшись к теме РусскихЪ ПриоритетовЪ (ТМЪ).
Недавно в очередной раз напомнили, что в число таковых свидетелями РКМП включается полугусеничный движитель, созданный в РИ "впервые-в-мире(ТМЪ)" "РусскимЪ" инженером А.Кегрессом. Потом, согласно хрустобулочной мифологии, эта РусскаяЪ технология была у России украдена подлыми французами, и далее пущена в оборот по всему миру, особенно у немцев и американцев.
Уже разбирал этот миф неоднократно:
https://alan-a-skaz.livejournal.com/32131.html ,
https://alan-a-skaz.livejournal.com/33241.html ,
https://alan-a-skaz.livejournal.com/277009.html в пунктах 3.1. - 3.7.
Но, как видно, пора повторить снова.
1. Адольф Кегресс был совсем не РусскийЪ, а француз, гражданин Франции, в ней же получил всё свое образование, от начального до профильного. Уже поэтому на изобретения Кегресса Франция имеет не меньше прав, чем Россия.
В РИ будущий изобретатель прибыл в возрасте 25 лет в 1904 году, проработал там до 1917 г., - и успел за это время, даже пользуясь протекцией лично Е.И.Н., создать лишь несколько единичных экземпляров полугусеничных машин с резинотканевыми гусеницами. Причём брал уже готовые зарубежные конструкции, и устанавливал на них свой механизм вместо задних колес.
Смотрим, как это выглядело (обращаем внимание на даты!):
первый опыт в 1910 г.
более поздний вариант - февраль 1913 г.
Еще более поздняя фотография, кликабельно, позволяет более подробно разглядеть устройство Кегресса царских времен в его самом развитом варианте:
2. "Привилегию" на это изобретение Кегресс получил в 1914 г., и это было на то время уже далеко не первое в мире подробное изобретение.
Тут надо напомнить: в отличие от принятой в мире патентной системы, царская "привилегия" вовсе не предполагала патентную чистоту, т.е. отсутствие аналогов в мире. См.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/241416.html . Многие "привилегии", которые приводятся как доказательство мифических русскихЪ приоритетовЪ, были выданы на ранее уже известные в мире изобретения.
3. В т.ч., полугусеничный грузовик фирмы "Даймлер" (Daimler Kolonialwagen LKW.1908.), который применялся в Западной Африке, и который в реальности был предком многочисленных немецких полугусеничников межвоенного периода и ВМВ, был сделан в 1908 г. (о нём см.
https://dzen.ru/a/Xr0VvW8GCj-zB829 ). Вот он:
Полугусеничный паровой локомобиль выпускался в 1890 - 1900 г., когда А.Кегресс был еще школьником и студентом;
полугусеничные трактора, грузовики и тягачи выпускались серийно в США и Англии за неск. лет до получения "привилегии" Кегрессом.
Бенджамен Холт сделал свой полугусеничный трактор как раз в год начала работы А.Кегресса в России, а за год до выдачи Кегрессу "привилегии" уже делал серийно известный во всем мире полугусеничный трактор Холт 75HP.
В США с начала ПМВ серийно выпускался полугусеничный трактор-грузовик Allis Chalmers Motor Truck, позже использованный Гулькевичем как основа для очередного "РусскогоЪ ПервогоЪвЪмире"(ТМЪ) "полугусеничного танка". Вот он на фото (
https://kolesa-uploads.ru/-/3acda651-04c4-4c4c-b238-09fae3591c8f/51-tsarskie-gruzovye-1-html-44f09bbf.jpg) - закуплен из США в Россию и проходит испытания через небольшое время после того, как на патенте Кегресса, тоже "первомЪвЪмире", высохли чернила.
По результатам тех испытаний была закуплена партия в 10 экз, 2 из которых позже ушли на реализацию проекта Гулькевича.
4. Ни технологии как таковой, ни реального серийного производства с её применением, Кегресс в РИ создать не смог, даже несмотря на личную поддержку государя. Планы (выполненные, как обычно для РИ, в ничтожно малой степени) предусматривали установку подобной системы на аж целых 145 (0,145 тыс.) машин. Реально были только считанные единицы разномастных экземпляров.
5. До технологии и крупносерийного производства (одно не без другого!) разработка Кегресса дошла уже во Франции, в межвоенный период. То, что было до этого - кустарщина на уровне самоделок школьника.
6. Отличительной особенностью конструкций Кегресса, по сравнению с другими (в т.ч. более ранними) полугусеничными конструкциями, было применение резинотканевой ленты вместо более сложных и дорогих в изготовлении классических металлических гусениц из множества одинаковых траков.
Правда, к началу серийного производства конструкции Кегресса во Франции она претерпела серьёзные изменения, см.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0e/1933_Citro%C3%ABn_P17_C_K%C3%A9gresse_%28track_system%29.jpg
В первых вариантах Кегресс брал такую ленту саму по себе - которая была по ср. с обычными гусеницами (собранными из металлических звеньев-траков) легкой, дешевой и доступной, - но легко рвалась, особенно при встрече с острыми предметами на дороге; легко соскальзывала с ведущих колес; и легко пробуксовывала на них. И была практически одноразовой: в случае повреждений, более осмысленным было заменять ее целиком, чем пытаться чинить и применять снова.
Как видим, к тому времени, когда стало можно говорить о =технологии= Кегресса, резинотканевая лента стала гораздо мощнее, обзавелась металлическими накладками с обеих сторон, и в целом стала гораздо надежнее (но и гораздо тяжелее, и дороже, увы), чем исходная конструкция в царском гараже.
7. В мире в целом, полугусеничные конструкции пошли по пути большей надежности и ремонтопригодности: с применением отдельных металлических траков, соединяемых металлическим (иногда - резинометаллическим) шарниром. И американские, и германские полугусеничники были достаточно оригинальными, происходя от своих местных корней, более ранних, чем конструкции Кегресса, см. (3).
Первые советские полугусеничники начинались с простой резинотканевой ленты, со всеми ее недостатками, но в итоге ЗИС-42(М) тоже был вынужден далеко оторваться от самоделок Кегресса на царской службе.
8. Т.е. откроем очередной секрет Капитана Очевидность: разработки Кегресса в царской России НЕ были первыми аналогичными в мире, и НЕ стали реально основой полноценных полугусеничных конструкций даже самого Кегресса во Франции, которые радикально отличались от его же более ранних попыток (см. иллюстрации).
Тем более на работы Кегресса при царе-батюшке не опирались полугусеничные конструкции Германии, США и СССР. Польские разработки опирались на французскую технологию, разработанную в межвоенный период.