РодинаСлоновЪ и арт.тягачи

Feb 02, 2024 07:40

Раз уж зашла речь про арттягачи - стыдно нам, РусскимЪ, не знать, что и в этом деле мировой приоритет, ну конечно, у РодиныСлоновЪ, у РИ.
Мало ли что всякие европейцы умели тракторы серийно делать, универсальные и с/х, и догадались к ним пушки цеплять - а вот в России зато сделали первый в мире специализированный артиллерийский тягач! И делали такие десятками!
Вот он, Руссо-Балт Т 40/65


и он же, вид сзади.


А теперь пора вызывать на сцену санитаров с антигаллюциногеном историческую реальность.

Тягач такой и вправду существовал - в 1(одном) экземпляре. Правда, при собственном весе почти 4,5 т вряд ли он мог тащить что-то серьёзное, да и нет фактов его применения для буксировки орудий на фронте... или где бы то ни было.
До фронта он не добирался, и даже не должен был.
"В 1913 году по инициативе Главного артиллерийского управления на РБВЗ был построен оснащенный мощной лебедкой и стальными колесами первый отечественный тягач, предназначенный для транспортировки мишеней Сергиевского артиллерийского полигона"
- и вот это, да пара уже представленных тут фотографий, это всё, что о нем известно.
Зачем для передвижения мишеней потребовался тягач, а не стационарная лебедка с тросом, тоже непонятно.
Теперь про выпуск десятками.
Да, можно найти сведения, что выпуск автомобиля Руссо-Балт "Т", он же "40/65", составил аж целых 20 экземпляров.
Вот только был это совсем другой автомобиль: обычный бортовой грузовик грузоподъемностью 5 тонн.


Один (один!) такой грузовик был переделан в тягач. Входил тот переделанный в общее число 20, или нет - непонятно, да и какая разница.
Еще то же название "Руссо-Балт Т 40/65" носил т.н. зенитный бронеавтомобиль, тоже "первый-в-мире"(ТМЪ).


Тоже переделанный грузовик из той же серии в 20 машин. Бронированного у него была только кабина, в кузове ставилась 76-мм зенитная пушка Лендера, и было таких аж целых 4 штуки... в смысле 4 экземпляра, а не 4 тысячи.
Еще столько же было с ними т.н. "зарядных ящиков" на базе грузовика Руссо-Балт серии М, с грузоподъемностью 2т.


Объем их выпуска навскидку не нашел - но с учетом мизерности всего выпуска авто на Руссо-Балте, и преобладания в нем легковушек, вряд ли он мог быть всерьез больше, чем у РБ серии Т.
Зато удалось обнаружить, что т.н. Руссо-Балты серий L и M оказались лицензионными копиями швейцарских грузовиков фирмы "Арбенц"(Arbenz), только с бельгийскими радиаторами ("Фондю" - первая любовь, она навсегда) и РусскимиЪ шильдиками на них. Как всё знакомо нам нынешним.))
(https://autobahn.mirtesen.ru/blog/43082072003/Gruzoviki-Russo-Balt-modeley-L-i-M).
Иногда можно увидеть, что таких батарей с РБ серий Т и М было аж целых три, а не одна. Ну, может быть, разница невелика: все равно в любом случае основную часть таких батарей делали на базе американских грузовиков "Уайт"(White) моделей TDC (5т) и TAD (3т).
Эти грузовые автомобили были на время ПМВ самыми массовыми в РИА и РИ вообще, будучи закупленными в количестве 4 тыс. (сравниваем с серией в 20 автомобилей, да?)
"В России было сформировано 9-ть отдельных автомобильных батарей для стрельбы по воздушному флоту. По штату 1916 года батареи были полностью автономны и моторизованы. В каждую батарею входило 4 боевые машины (моторные орудия) с пушками Лендера-Тарновского и 4 грузовика-зарядных ящика, а так же вспомогательные машины - три легковых автомобиля, грузовик для перевозки запасных частей, телефонного имущества и приборов наблюдения, автомастерская, автоцистерна, прожекторный автомобиль, автомобиль-кухня и автомобиль с генераторной установкой. Три батареи были оснащены боевыми машинами на шасси Руссо-Балт Т, а шесть батарей с 24 орудиями на шасси импортных грузовиков White. Для моторных орудий использовали специально заказанные пятитонные шасси White TCD, а для зарядных ящиков использовали распространенные White TAD."
При этом, из все тех же 20 грузовиков РБ серии Т делались еще и пушечные бронеавтомобили с 37-ммм орудием Максима-Норденфельда (похоже, что тоже в единственном экземпляре), и как грузовики они тоже использовались.))
Для сравнения: после революции производство тяжелых (по тому времени) грузовиков продолжалось сначала на заводе АМО малосерийно и почти отверточно, на базе Уайт-ТАД ("Уайт-АМО"), с грузоподъемностью те же 3т; потом (1925) было перенесено в Ярославль с доработкой конструкции и выпуском сначала трехтонок Я-3 десятками в год (160 экз. за 3 года), потом 4-тонных Я-4 сотнями в год, в 1ю пятилетку уже 5-тонок (Я-5 и далее), и уже тысячами в год. Почувствуйте разницу.
UPD. Даже из этой информации альтернативно-талантливые люди сделали вывод, будто приоритет РИ в создании арт.тягачей все-таки существует.
Ну мало ли что этот экземпляр был единственным, сделали один - могли и больше сделать!
Мало ли что он даже не планировался для буксировки орудий - но ведь мог же применяться!
Мало ли что тракторами тяжелые орудия тянули чуть ли не с самого момента появления тракторов, но ведь специализированный колесный тягач - разве это было не новое слово в мировом масштабе?
И т.д.
Вот вам французский аналог. Модель 1911 года.
На пару лет раньше "Первого-в-мире-РусскогоЪ(ТМЪ)", как обычно для ПриоритетовЪ РодиныСлоновЪ.
В 1913 г. его уже выпускали серийно (!), во время ПМВ активно применяли.
В РИ, кстати, его тоже закупали.
Называется Latil TAR, где "TAR" означает Tracteur d'Artillerie Roulante - именно артиллерийский тягач.
Стало быть, сознательно делался как специализированный для задач арт.тягача.
Фото (кликабельны):



Возможности и реальное применение видим, да?
Напоминаю, что видный на трейлере за этим тягачом танк ФТ-17 весил 7 т, да и сам трейлер не совсем пушинка.
Позже появилась и гусеничная версия, ну это был совсем монстр,
описание см. https://tanks-encyclopedia.com/ww1-france-latil-tar-heavy-artillery-tractor-lorry/
А ведь еще и в Италии в близкое время уже были близкие по возможностям высококолесные трактора Павези.
Еще вопросы об очередном мировом приоритетеЪ(ТМЪ) РодиныСлоновЪ? ;-)

ликбез, Родинаслонов, автомобили, РКМП, трактора, история техники

Previous post Next post
Up