* к обсуждению в
https://alan-a-skaz.livejournal.com/305872.htmlНемного о зенитной артиллерии времен ПМВ. Ее составляли в основном полевые орудия, установленные на специальные подставки
- либо перенесенные на соотв. лафеты, как у Лендера, - с низкой скорострельностью и, за отсутствием эффективных прицелов (а также по причине малой скорости наведения), недостаточной меткостью.
Максимальная досягаемость по высоте у таких орудий до 5-6 км, но какие-то реальные шансы на поражение цели были до высот примерно вдвое меньше.
Пулеметы достаточно массово применялись в целях ПВО, но тоже без достаточно эффективных прицелов и лафетов. Их досягаемость по высоте до 1-1,5км.
Зенитные автоматы, т.е. первые именно специализированные зенитные орудия, тогда были в лучшем случае такие:
https://istoriya-kg.ru/index.php?option=pmvmisc&view=article&Itemid=vooruzh-37mm-pom-pom-razn (досягаемость по высоте 3 км предельная с лучшими боеприпасами, с нелучшими до 2 км)
и
https://istoriya-kg.ru/index.php?option=pmvmisc&view=article&Itemid=vooruzh-brit-40mm-pom-pom (там предельная досягаемость по высоте достигла 3,5 км).
Т.е. досягаемость по высоте у реальной для ПМВ зенитной артиллерии не превышала 2-3 км.
И как раз "муромцы", тихоходные и невысотные, оставались в ее зоне поражения постоянно.
При потолке в 2-3 км номинальном, - достигаемом в рекордных условиях для предельно облегченного самолета (даже запас топлива для этого был минимальным, вооружение отсутствовало, как и прочий груз), - в реальных условиях серийные боеспособные "муромцы" поднимались не выше 1 - 1,5 км, и то не всегда (см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/126129.html)
Вот записи из испытательных полетов
далеко не полностью загруженного "муромца" уже во время ПМВ:
"сумел подняться только на высоту 1350 метров, для чего потрачено был 1 час 20 минут. ... в конце полета набирание высоты стало чрезвычайно медленным: - последние 75 метров в 14 мин.
... Вчера мною вторично была произведена попытка подняться возможно выше с необходимым грузом для действия над крепостью. На аппарате находился механик Р. Б. Завода, который все время контролировал показательные приборы ... Несмотря на то, что я придерживался точно скорости и наклона аппарата, на высоте 800 метр. аппарат некоторое время оставался на этой высоте, находясь против ветра, а достигнув высоты 1200 метр. потерял всякое стремление подняться выше..."
Для сравнения. Уже первые версии итальянского аналога конструкции Капрони в некоторых реальных боевых вылетах с почти полной бомбовой нагрузкой преодолевали горы высотой в 1-1,5 км.
Обычные французские/германские/английские/итальянские самолеты-бомбардировщики (и многоцелевые, применявшиеся для бомбардировок) в обычном режиме (перемещения к цели и уходе от нее) практически все были для наземных средств ПВО недосягаемы, и входили в зону их действия только в случае снижения со своих предельных высот.
Там роль зенитного огня была скорее в том, чтобы отпугивать самолеты и не давать им снижаться для повышения точности бомбометания.
Например,
во время расхваленного у нас налета на Зонгулдак (см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/254760.html) "Импровизированная ПВО порта начала стрельбу в воздух шрапнелью - негусто и неприцельно, но это заставило самолеты держать высоту не менее 1000 м, а еще внезапно ;-) обнаружилась облачность, над которой самолеты старались держаться для укрытия от огня ПВО, поэтому большинство бомб были сброшены куда-то примерно на порт и ж/д узел, без особых результатов"