О сравнении скорости кораблей разных стран

Sep 03, 2023 10:40

* вернувшись к https://alan-a-skaz.livejournal.com/278955.html - момент, который стоит вынесения в отдельный пост.
Многократно в комментариях к разным постам про флот времен РЯВ-ПМВ выплывает один и тот же вопрос: как сравнивать скоростные показатели кораблей производства РИ и производства развитых стран?
Казалось бы, и справочные данные, и реальные эпизоды обычно говорят о значительном отставании царских кораблей от своих аналогов, по классу и поколению, производства развитых стран. О причинах этого см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/279371.html
Однако, у хрустобулочников есть любимый контр-аргумент: англичанские корабли, и многие прочие заграниЦкие, использовали принудительную вентиляцию, "этаничесна!"(С)Детсад. А на естественной вентиляции скорость у них, ясное дело, была ниже - не так уж опережая царских аналогов!
Фокус тут в том, что принудительная вентиляция в развитых странах обычно была нормальным режимом, а не форсажем.
У царских же кораблей обычно приводится не та скорость, которую они могли держать в длительном режиме и в боеспособном состоянии - а рекордные значения, полученные при облегченном состоянии корабля и особом режиме работы кочегаров, например - скорость 19,3 узл у "Авроры" была получена на очень коротком отрезке при непрерывном поливании механизмов маслом. В обычном же режиме "дианы" могли выдавать едва за 18 в лучшие свои времена.

Смотрим снова на фотографии РусскойЪ "Авроры" и германской "Кайзерины Августы", которая, будучи близким аналогом по классу, опережала царский аналог на 9 лет (!) по времени ввода в строй, и не менее значительно - по скорости, бронированию и вооружению, при практически равном водоизмещении. Видим очень высокие трубы у царского корабля, и очень низкие - у немецкого. С английскими примерно так же. Т.е. естественная вентиляция там заведомо недостаточна. И это сознательный расчёт, а не просчёт.
https://ic.pics.livejournal.com/alan_a_skaz/39678626/37789/37789_300.png


https://ic.pics.livejournal.com/alan_a_skaz/39678626/38142/38142_300.png


Царские кораблестроители исходили из того, что вентиляторы могут сломаться или получить боевые повреждения, что якобы означает ненадежность их применения.
Но еще надо отметить, что создание и обслуживание вентиляторов требует более высокого технического развития, чем строительство высоких дымовых труб и больших воздухозаборников для вытягивания естественной тяги на уровень ближе к принудительной.
Потери скорости и повышение потребления топлива у царских кораблей, вследствие повреждения дымовых труб и воздухозаборников - например, в Корейском проливе у "России", или у ряда кораблей после боя в Желтом море, - были для РИФ вполне обычным явлением.
Если кто располагает сведениями о потерях хода в бою у английских или германских кораблей от повреждения/отказа вентиляторов - поделитесь информацией.;-))

Флот, ликбез, без-ретуши, РЯВ, ПМВ

Previous post Next post
Up