Полеты Неуловимого Джо (2) 1915

May 06, 2023 11:27

* На всякий случай, вдруг кто не знает. Примечания полагается писать мелким шрифтом)), так тут и делаю. Если кому-то так читать неудобно, можно увеличить размер шрифта в браузере клавиатурной командой <Сtrl><+>, обратно уменьшить <Сtrl><->.
* продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/270101.html
Кампания 1915 года
"В 1915 г. германское Верховное командование решило перенести свой главный удар на восток, добиться здесь полного разгрома армий противника и вывести Россию из войны. Кампания оказалась очень тяжелой для русской армии, в том числе для авиации, и потребовала максимального напряжения сил. Основной задачей авиаторов оставалась разведка. Рассказать в короткой журнальной статье об их участии во всех операциях невозможно, поэтому ограничимся отдельными примерами, показывающими огромную важность добываемых воздушной разведкой данных и их влияние на ход боевых действий."
* Про главный удар см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/158739.html
* Про авиаразведку и ее значение лучше бы напомнить, как французские авиаторы обнаружили слабые места в дислокации германских войск при сражении на Марне, - и это было в числе главных причин поражения там германцев. Наряду с помощью таксистов в срочной переброске войск, и с заслугой английских корпусов, ударивших в стык армий противника с разгромным результатом.
В отличие от мнимых заслуг армии Самсонова, позорно разгромленной в Восточной Пруссии практически безответно (соотношение боевых б/в потерь более чем на порядок!). См. https://alan-a-skaz.livejournal.com/42307.html и https://proza.ru/2012/12/07/466
«Миф о «спасении русскими Франции» стал оправданием катастрофы в Восточной Пруссии. В ходе Марнского сражения гораздо большие силы германцев отвлекли сопротивление Антверпена, Мобёжа и высадка англичан в Остенде».(А. Керсновский)
Поехали дальше.
"Одним из крупнейших событий стал прорыв русского фронта в районе Горлицы, предпринятый с целью разгрома правого крыла Юго-Западного фронта. Немецко-австрийское командование приложило все силы, чтобы скрыть сосредоточение своих войск и обеспечить внезапность наступления, однако русская воздушная разведка помешала этому. Особо ценные сведения удалось добыть летчикам 11-го корпусного авиаотряда (КАО), которые 15, 17, 19, 23 и 25 апреля обследовали район Горлица-Биеч. Используя полученные данные, командование 3-й армии осуществило ряд превентивных мероприятий, снизивших темпы наступления противника. И хотя русские войска были оттеснены из Галиции, но окружить и разгромить их не удалось."
* В переводе на русский человеческий: несмотря на якобы прекрасную работу царской воздушной разведки, и несмотря на значительное численное превосходство РИА в целом по фронту, Горлицкий прорыв состоялся, - и началось с него Великое (не зря так названное!) отступление царской армии с весны по осень 1915 года.
Но... свидетели РКМП не могут просто так признать поражение царской армии. Германцы опять переломали царским воякам не все кости, а только половину, - и это почти победа. Или даже совсем победа.
Мало ли что по фронту царские войска имели значительное численное превосходство над немцами. Мало ли что при этом все равно они были принуждены к отступлению на фронте около 1 тыс.км и в глубину порядка 300 км. Мало ли что при этом понесенные боевые б/в потери РИА (не будем забывать в т.ч. про пленных и "пропавших без вести", т.е неучтенные б/в потери!) были огромны и кратно больше потерь наступавшего противника. Также были потеряны огромные количества вооружения (которого и так не хватало) и снаряжения. Но тут полагается встать в позу победителя и заявить, что "противник не выполнил свои планы!"(С).
Про выполнение планов РИА тут спрашивать невежливо. Видимо, все эти печальные и позорные итоги Великого отступления в царские планы как раз таки входили. ;-)))
"В первой половине сентября немцы предприняли попытку обойти и разгромить правый фланг Западного фронта. Воздушная разведка, выполнявшаяся, в основном, силами 34-го КАО, который обслуживал штаб 10-й армии, вовремя вскрыла подготовку противника к Свенцянскому прорыву, обнаружив в районе Ковно-Янов-Вилькомир крупные скопления его войск."
* Тем не менее, Свенцянский прорыв состоялся: 6 кав.дивизий противника легко прорвали фронт и совершили безнаказанно глубокий (до 200 км!) рейд по тылам РИА, пока 13,5 существовавших там же царских кав. дивизий, "лучшших-в-миреЪ(ТМЪ)", выполняли обязанности пехоты; этот рейд был воспринят царским командованием как начало окружения и привел к паническому отступлению, с оставлением без боя громадных территорий (сравнимых со всем результатом хваленого Брусиловского прорыва!) и пунктов, имевших стратегическое значение. (https://alan-a-skaz.livejournal.com/162316.html)
Насчет стратегического значения... оно, если верить царским газетам тогда и хрустобулочникам сейчас, взлетало до небес, когда царские войска отстаивали в обороне или отбивали в контратаках у противника обсуждаемый пункт - но, когда германцы его все-таки занимали, его стратегическое значение волшебным образом сразу (по тем же источникам) превращалось в тыкву.
"Привлекалась авиация и для выполнения других задач. Летом в Польше на Северо-Западном фронте германские войска окружили пограничную крепость Новогеоргиевск. В начале августа командование русского гарнизона ввиду опасности скорой капитуляции решило воспользоваться услугами летчиков Новогеоргиевского крепостного авиаотряда. Его начальник капитан Иван Массальский организовал отлет всех исправных самолетов, предварительно уничтожив авиационное имущество, которое нельзя было вывезти. Летчики поручик Константин Вакуловский, штабсротмистр Ливотов, капитан Массальский и другие по приказу коменданта крепости вылетели в непогоду под сильным обстрелом противника. Прорвавшись, они вывезли штандарты, Георгиевские кресты и секретные документы. Пролетев 4- 5 часов на небольшой высоте, авиаторы благополучно опустились в расположении своих войск. За этот подвиг они были награждены орденами Св.Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием."
* Вот как всё было прекрасно в РКМП. Ну мало ли что Новогеоргиевская крепость оказалась сданной противнику почти без боя, вместе с огромным числом войск, вооружения, артиллерии (многие сотни стволов от 3"(76-мм) начиная и до 11"(280-мм)).
"утром 7 августа прусский ландвер погнал человеческое стадо в бесславный плен. Численность гарнизона Новогеоргиевска равнялась 86000 человек. Около 3000 было убито, а 83000 (из них 7000 раненых) сдалось, в том числе 23 генерала и 2100 офицеров. ... В крепости потеряно 1096 крепостных и 108 полевых орудий, всего 1204. Торопясь капитулировать, забыли привести в негодность большую часть орудий. Германцы экипировали этими пушками свой Эльзасско-Лотарингский фронт, а французы, выиграв войну, выставили эти русские орудия в Париже, на Эспланаде инвалидов, на поругание своих бывших братьев по оружию" (А. А. Керсновский. История русской армии).
Мало ли что почти все другие западные крепости, на создание которых ушли многие годы и огромные средства, оказались сданными противнику примерно так же. Зато знамена, цацки и документы были вывезены, а это - главное. Победа!!! ;-)))
"Подводя итоги кампании 1915 г., заметим, что хотя немецко-австрийским войскам удалось захватить значительные территории в Прибалтике, Польше и Галиции, но выполнить свою главную задачу они не смогли. Определенную роль в этом сыграла русская авиация, которая палучила повсеместное признание как одно из важнейших средств разведки"
* Орфография оригинала в цитате сохранена. По сути - см. выше.
"В ее составе появились новые типы самолетов - Вуазен и Моран-парасоль"
* Французской, очевидно, конструкции. Или полностью привозные, или ухудшенные копии производства как-бы-РИ. (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/134596.html и по ссылкам оттуда). В некоторых случаях - измененные, но... т.н. "Вуазен Иванова"("ВИ"), в котором удалось добиться по ср. с оригиналом незначительного улучшения скорости, оказался конструкцией очень ненадежной и склонной к авариям. (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/100967.html)
"Комиссия, проводившая испытания, отметила, что "гоширования аппарат слушается вяло и во всяком случае медленнее "Вуазена". Эти явления особенно усиливались на малой скорости полета. Крайне ненадежной оказалась конструкция шасси - облегченные оси прогибались не только при посадке, но и от собственной тяжести самолета при хранении в ангаре, как это произошло в 5-м Сибирском корпусном авиаотряде. Результатом серьезных конструктивных недостатков "ВИ" были частые катастрофы и гибель экипажей при выполнении боевых заданий."
Весной 1917г., когда русские фронтовые летчики получили право голоса, они единодушно потребовали снятия с вооружения этого самолета (и еще нескольких, в основном производства А.Анатры - столь же опасных не для противника, а для своего экипажа).
* Моторы "русскихЪ" самолетов были исключительно иностранной конструкции, в некоторых случаях тоже слегка измененных (как правило - тоже не от хорошей жизни и не к лучшему). Подавляющее большинство "русскихЪ" авиамоторов и по месту производства были иностранными; небольшая часть (в основном самые устаревшие и маломощные модели) являлась ухудшенными копиями иностранных оригиналов или отверточной сборкой иностранных готовых комплектов.
* О состоянии дел на 1915 г. в морской авиации - которая тоже является часто предметом похвальбы хрустобулочиковЪ, и, как всегда, незаслуженной, - см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/255076.html и https://alan-a-skaz.livejournal.com/254613.html , а также список посвященных этой теме постов: https://alan-a-skaz.livejournal.com/260417.html
Для сравнения, положение дел с этим в развитых странах https://alan-a-skaz.livejournal.com/260630.html
* Отдельно стоит описать т.н. успехи хваленых "муромцев": https://alan-a-skaz.livejournal.com/126905.html Гладко было на бумаге, или "Муромцы" в бою. 1915.
Всего на конец 1915 г. на фронте находилось 322 исправных "русскихЪ" аэроплана (* это якобы много и прекрасно. В развитых странах на Западном фронте в это же время реально действующие боевые самолеты считались тысячами).
* Про конструкции "русскихЪ" самолетов см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/255611.html
"За 1915 г. летчики русской армии произвели 9993 боевых полета, проведя в воздухе 14647 часов"
* Это кажется много, даже очень много - чего и добивается автор, и многие ему подобные - пока не проводится сопоставление этих цифр с другими показателями. Получается в среднем 31 полет на аэроплан за год (менее 3 вылетов в месяц!); в воздухе 45 часов на аэроплан за год, т.е. почти 2 суток за год. Совсем другое впечатление, правда?
А если привести для сравнения многократно превосходящие, - и тщательно замалчиваемые патридиотЪами, - аналогичные показатели с Западного фронта и по ВВС развитых стран, хотя бы даже Италии и АВИ, - то результаты царской "русскойЪ" авиации оказываются жалкими и убогими. Какими и являются в реальности.
На это, конечно - как обычно у хронического двоечника, - находится множество "объективных" причин, плохому танцору всё мешает; но ни в коем случае нельзя открытым текстом признавать отсталость, слабость и несамостоятельность царской промышленности: надо кивать на "объективные" проблемы с любыми обстоятельствами, кроме тех, которые обсуждаются в каждый данный момент, вот с ними-то в РКМП было всё хорошо. ;-) https://alan-a-skaz.livejournal.com/267687.html
"Значительными проблемами воздушного флота стали недопоставки техники, что особенно остро ощущалось летом, и нехватка подготовленных летных кадров. В какой-то мере это компенсировалось интенсивной и мужественной работой авиаторов, однако становилось причиной излишних потерь, о чем свидетельствует их процентное соотношение: 43% летного состава погибло или получило тяжелые ранения в результате отказов матчасти, еще 22% - из-за ошибок в пилотировании; 33% было сбито зенитной артиллерией и 2% погибло в воздушных боях."
=*= Тут комментарии вряд ли нужны. На сем итоги 1915 г. в обсуждаемой статье закончены. Продолжение, если нужно, следует.

ИлМур, ликбез, Родинаслонов, ВеликиеРусскиеПобедыЪ, РКМП, авиация, ПМВ

Previous post Next post
Up