Сраму не имут (4) Ист(о/е)рические открытия Г. Александровского.

Apr 26, 2024 15:14

*продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/322963.html
Среди якобы-побед, приписываемых царскому флоту в РЯВ, нашлась еще одна. Бой миноносцев "Грозный" и "Кагэро" (обычно у нас пишется "Кагеро") 15/28 мая 1905 г., вот что пишет об этом вру.википедия: ( Read more... )

Флот, ликбез, дебилы, без-ретуши, РКМП, история, РЯВ

Leave a comment

black_skat May 2 2024, 11:45:52 UTC
"На этом фоне предполагаемые убытки еще и от крейсерской войны могут не так уж иметь значение."

Это не совсем так - прямые и косвенные потери от крейсерской войны весьма высоки за счет увеличения ставок фрахта и премии за риск что ощутимо давит на британскую экономику.

"Во время Берлинского конгресса и перед ним англичане наплевали на русские угрозы, и царю пришлось смириться с этим."

Нет. Царь отступил имея против себя общую позицию всех великих держав.

"Который во время РЯВ оказался в таковом качестве не особо удачен - реально ВОК занимался пальбой из пушек по воробьям в лучшем случае."

Так японцы не давали целей для ВОК!
Перевозки в Японском море они прекратили, перевозки на Восточном побережье шли на нейтральных судах, а перевозки японскими судами шли южнее Цусимы (причем на восточном побережье только вдоль берега).
Так что русским оставалось только пытаться прорваться через Камимуру (что разок удалось сделать).
Выходить же через наблюдаемые проливы к восточному побережью было напрасной тратой ресурсов - японцы тут же останавливали перевозки загоняя корабли в укрепленные порты (шли вдоль берега и получали соответствующие указания), а внешние перевозки вели нейтралы.

Против англичан эти факторы бы не работали и эффективность ВОК была бы намного выше.

"И какие же базы в этом случае были бы у русских рейдеров?"

Порты недружественных Британии стран и их колоний - точно порты Франции и США, возможно порты Германии и Латинской Америки.

Reply

alan_a_skaz May 2 2024, 12:22:41 UTC
"Царь отступил имея против себя общую позицию всех великих держав."

Эта позиция во многом диктовалась Англией, и если бы англичане пошли на уступки - больше никто не стал бы упорствовать.
В любом случае, "русская угроза" англичанами оказалась полностью проигнорирована, когда речь пошла не только о выжимании денег на военные расходы из Парламента.)

Reply

black_skat May 2 2024, 13:17:43 UTC
Нет. Она определялась как раз не позицией Англии (она была понятна изначально), а позицией Германии и Австрии. Предварительно была согласована поддержка ими русских требований в обмен на уступку в пользу Австрии Боснии. А по факту после согласия русских на конференцию их прокинули.

Немцам потом прилетела аналогичная плюха во время Марокканского кризиса - они также пошли на разрядку ситуации в обмен на конференцию где им обещали утвердить уступки, а на выходе получили кидок.

Reply

alan_a_skaz May 2 2024, 12:32:27 UTC
"Порты недружественных Британии стран и их колоний - точно порты Франции и США, возможно порты Германии и Латинской Америки."

А вот не факт, что эти страны пошли бы на серьёзное обострение отношений с Англией ради помощи в русской крейсерской войне.

Поскольку англичане имели безусловный контроль на морях планеты, - и могли бы порты, замешанные в такой поддержке, подвергнуть блокаде. Потребовать выдачи им рейдеров (или высылке их из своей акватории, что то же самое), как минимум на основе законов о пребывании в нейтральном порту военных кораблей воюющих держав. И всё, конец рейдерам.

В случае невыдачи, - пригрозить попросту обстрелять или торпедировать рейдеры на их стоянке в нейтральном порту. А может быть, даже так и сделать. Основания-то были бы.

СВОИХ баз у РИ на морях вдали от своих берегов НЕ было. И достаточно надежных союзников против Англии НЕ было тоже. А без этого и смысла не было пытаться.

Reply

black_skat May 2 2024, 13:20:15 UTC
"А вот не факт, что эти страны пошли бы на серьёзное обострение отношений с Англией ради помощи в русской крейсерской войне."

Достаточно было просто соблюдать правила войны на море и закрывать глаза на их мелкие нарушения.

"Поскольку англичане имели безусловный контроль на морях планеты, - и могли бы порты, замешанные в такой поддержке, подвергнуть блокаде. Потребовать выдачи им рейдеров (или высылке их из своей акватории, что то же самое), как минимум на основе законов о пребывании в нейтральном порту военных кораблей воюющих держав. И всё, конец рейдерам."

Но британцы не могли помешать снабжаться через такие порты углем и припасами.

Reply

alan_a_skaz May 2 2024, 13:36:26 UTC
" британцы не могли помешать снабжаться через такие порты углем и припасами."

Да.
Но британцы имели своих агентов по всему миру, и достаточно было такому агенту дать телеграмму о прибытии рейдера в подконтрольный порт, чтобы на выходе из порта можно было организовать делегацию по встрече - с цветами и праздничными салютами.

Reply

black_skat May 2 2024, 15:10:04 UTC
Для этого надо было иметь поблизости членов делегации. А это до радиосвязи было сложным вопросом. Телеграфные линии были далеко не везде, корабли в море телеграмму не получат. Так что пока через несколько точек передадут телеграмму в порт где есть английские крейсера, пока они доплывут до порта с русскими - тех уже давно след простыл.

Reply

alan_a_skaz May 2 2024, 17:43:35 UTC
В портовых городах, как правило, телеграф был уже на самых ранних этапах развития его сети.
Держим на вахте в портах несколько летучих отрядов так, чтобы они были способны за время порядка суток подскочить к любым из портов региона, где можно ожидать визит интересующих персон. И когда появляется сигнал - идут полным ходом к месту долгожданной встречи.

Reply

black_skat May 3 2024, 06:08:56 UTC
Телеграф - это не телефон. Он был между конкретными точками. И передать сообщение напрямую было невозможно. При этом все сообщения набирались вручную на каждой промежуточной станции.

Да и как правило нет точек с которых можно подскочить за сутки.

Например зашли русские корабли в Нуси-Бе.
Информация об этом в ближайший британский порт на Занзибаре должна будет пройти путь Нуси-Бе - Антананариву - Махадзанга - Накала - Занзибар. Это в лучшем случае несколько часов (и это если французы не тормознут отправку таких телеграмм на своей территории).
Англичане узнали и отправили крейсера - а там 820 миль и даже на полном ходу это почти 45 часов.
Так что у русских есть двое суток чтобы загрузиться и уйти.

Да и портов в Америке много, как и во французских колониях - и от них до британских баз далеко. Так что проще ловить по старинке - в местах концентрации торговых судов и у вероятных баз пополнения.

Вот карта телеграфных линий:
https://atlantic-cable.com/Maps/1904-Moll.jpg

Reply

alan_a_skaz May 3 2024, 08:49:35 UTC
"все сообщения набирались вручную на каждой промежуточной станции."

И сколько это в минутах на станцию? Или на 5 станций, как в Вашем примере? ;-)

"если французы не тормознут отправку таких телеграмм на своей территории"

С какого хрена французам, даже если они захотят так уж вписаться за русских (а с чего бы?), тормозить телеграмму от одного коммерсанта другому коммерсанту вроде "Дядя Майк прибыл Нуси-Бе очень ждёт" или "партия чая 400 фунтов сорт 1 в Нуси-Бе по хорошей цене"? ;-)

"у русских есть двое суток чтобы загрузиться и уйти"

Расслабятся рано или поздно. Матросы захотят отдохнуть, пройти по местным бабам. Кто-то напьется, влезет в скандал с местными жителями и властями, и т.п.
Даже если дисциплины команде хватает, чтобы этого избегать по своей воле - так ведь и подстроить несложно.
В общем, порядка суток-двух-трех задержки может набежать, если постараться. Зря, что ли, агентура за свои труды деньги получает?

Reply

black_skat May 3 2024, 11:22:34 UTC
"И сколько это в минутах на станцию? Или на 5 станций, как в Вашем примере? ;-)"

Зависит от количества телеграмм предназначенных к отправке.

"С какого хрена французам, даже если они захотят так уж вписаться за русских (а с чего бы?), тормозить телеграмму от одного коммерсанта другому коммерсанту вроде "Дядя Майк прибыл Нуси-Бе очень ждёт" или "партия чая 400 фунтов сорт 1 в Нуси-Бе по хорошей цене"? ;-)"

А учитывая нелюбовь французов к англичанам (флот французы строили именно против них, да и колониальные конфликты у них были) подсобить россиянам вполне могли.
Тогда общество было неспешным и задержка отправок телеграмм на день-два была нормальным явлением даже без специальных запретов.
Что касается телеграмм то обычные коммерческие телеграммы могли идти долго.

"Расслабятся рано или поздно. Матросы захотят отдохнуть, пройти по местным бабам. Кто-то напьется, влезет в скандал с местными жителями и властями, и т.п."

В военное время против британцев врядли так расслаблялись бы.

Reply

alan_a_skaz May 3 2024, 11:24:56 UTC
"В военное время против британцев врядли так расслаблялись бы."

Снова вспоминаем "Жемчуг" в Пенанге. Военное время, ага.))

Reply

black_skat May 3 2024, 13:36:12 UTC
"Жемчуг" был на РЕМОНТЕ.
В безопасной гавани (по крайней мере на таком основании их туда англичане отправили из Сингапура).
И был точно в таком же состоянии боеспособности что и французский "Д'Ибервиль".
Так что к русским морякам никаких претензий быть не может.

Reply

alan_a_skaz May 3 2024, 14:36:06 UTC
Это я про якобы невозможность расслабиться в военное время.))
Ведь расслабились же на "Жемчуге" - а что, мало ли что война, тут союзная гавань, прикрытая союзными силами, безопасность не наша забота, гуляй, братва.))
И погуляли.
Вот и в каком-нибудь типа-дружественном порту могло быть ровно то же самое.
С таким же финалом.

Reply

black_skat May 3 2024, 14:57:09 UTC
Одно дело один германский крейсер, да ещё и по словам англичан действующий очень далеко.
А другое дело борьба с английским флотом, который был силен по всему миру - тут уже не до расслабленности.

Reply

alan_a_skaz May 3 2024, 15:25:42 UTC
Человеческая психология редко бывает рациональна.
Особенно у русских людей сильна надежда на авось.))
Особенно, если после заметного времени выматывающей, опасной и трудной работы в море экипаж наконец оказывается на берегу, в безопасном дружественном порту. Среди тепла, всеобщей расслабухи, дешевых экзотических фруктов, хмельных напитков и женских улыбок.
Вы верите в руссотуристо облико морале? ))

Reply


Leave a comment

Up