Вот ссылка на размышление в одном личном бизнес-блоге:
https://lanakaz.livejournal.com/131976.html Ну это блог владелицы сначала кондитерской, а затем сети кондитерских-бисквитных.
В публикации она размышляет над тем, через какие этапы проходит и с какими вызовами сталкивается при своём развитии типичный средне-мелкий бизнес и предсказывает, где оно может загнуться.
Ситуация вся описана ярко, живо. При этом, кстати, налоги и проверки в качестве заметных проблем не указаны. Или востребованность самого продукта - в данном контексте она либо уже есть, либо уже не будет.
Женщина считает, что основная проблематика возникает как связка "роста персонала - падения качества - утраты интереса владельца".
Ну и, собственно, в довольно компактной и личной форме она затрагивает весьма большие вещи, про которые кто только не писал, например Ицхак Адизес в своих книгах о циклах существования корпораций.
Моё же мнение такое. Малый бизнес после успеха первых продаж проходит два главных фазовых барьера. Или не проходит.
Первый из них - как только возникает желание нарастить масштаб, то это приводит к появлению наёмных работников. А любой наёмный работник в условиях капитализма по умолчанию считается несчастным существом. Потому что обречён работать дофига за нифига. Соответственно, встаёт задача обеспечить наёмный персонал мотивацией к производительному труду. И дело не только в зарплате, но и в идее. Людям реально должно быть интересно этим заниматься, они должны ощущать величие замысла и испытывать интерес к личному участию в его реализации.
Например, работники корпорации Илона Маска получают кто сколько, но в целом практически все они лично участвуют в космической истории человечества. Это круто шопесец!
Работники нашего Роскосмоса тоже вроде как в великом деле участвуют. Только вот что-то вакансии на заводах Роскосмоса всё какие-то на уровне надцати-двадцати тыщ. Вот вам пруф:
https://trudvsem.ru/company/1157700012502 С такими зарплатами в ключевом высокотехологичном секторе на одном величии духа тоже не уехать!
Ну и, значит, второй баръер. Это необходимость контроля и согласования усилий большого количества людей. Человек, как известно, даже очень интеллектуально крутой, не может одновременно держать больше 5-7 сущностей под единовременным контролем. А обычно 2-3 сущности. Например, водитель ногами жмёт педали (2-3 педали одной-двумя ногами), под руками у него руль, иногда нужно активировать околорулевые переключатели, смотреть по зеркалам (2-3 зеркала), вообще смотреть кругом и прямо на дорогу... ну и очевидно, что уже далеко не каждый может ещё и по телефону болтать, держа его в руке, и уж тем более наносить макияж. Ну или может - но до первого столба.
В армии также - любой армии любого государства - предпринимаются значительные усилия по снижению одновременно управляемых единиц под контролем какого-либо командира.
В общем, задачей второго баръера становится своевременное делегирование ответственных полномочий какому-то кругу лиц. Их можно вырастить из среды исполнителей, или взять со стороны. В любом случае здесь, получается, нужно и зарплаты добавлять, и мотивацию развивать ещё большую, вплоть даже до характера личной преданности. Потому что на этом уровне неизбежно возникают какие-то секреты о механизмах формирования реального качества продукта и заканчивая необходимостью участия в серых финансовых схемах и т.д.
Соответственно, если предприниматель не предлагает людям мотивации, а даёт только зарплату - и то не факт, что достойную, то он или она обречены лично зашиваться в контроле за мелочами, что чревато нарастанием косяков и итоговой утратой интереса или даже разорением.
В свою очередь, если вдумчиво работать с людьми, предлагать им актуальные деньги, формировать образ будущего и вовремя сбрасывать задачи по иерархии - то тогда действительно можно получать доход, отдыхать на островах и вдохновляться идеями новых направлений на очередном витке развития бизнеса.
Ну и можно, пожалуй, выделить ещё один фазовый барьер. Женщина о нём не пишет, ибо на её уровне оно не актуально. Суть же в том, что когда у вас действительно много людей, то вместо системы делегирования полномочий речь идёт уже о бюрократии. А это значит - слабая обратная связь с реальной ситуацией "на местах" и в принципе нарастающая задержка на передачу информации, в том числе управляющих сигналов.
Варианты решений и здесь имеются. Но, конечно, не всё так однозначно и уж точно не про малый бизнес. Как-нибудь отдельно порассуждаю.