Обряд и мировосприятие

Apr 21, 2015 18:28



Обрядность народа является отражением его представлений о мире. Не станет атеист совершатьрелигиозный обряд, он не соответствует его представлению о мире, так же как и мусульманин не станет молиться перед образами,а христианин не будет совершать намаз. Меняются представления народа о мире, меняется и обрядность. А значит по изменениямобрядности можно судить об изменениях представлений народа о мире. Ушел безвозвратно из осетинской обрядности обряд Бахфалдисан.Молодежь, которая не интересуется осетинским фольклором, даже не ответит на вопрос, что такое Бахфалдисан. Нет уже в живыхстариков способных провести этот обряд. Зато все чаше на похоронах появляться попы или муллы отпевающие покойников. Кто тоскажет, что обряд ушел не потому, что изменились представления осетин о мире, а потому что ушел из нашей повседневной жизниконь. На смену коню пришел автомобиль, не станем же мы хоронить вместе с умершим его авто? Однако если бы представление о мирене изменились, то обряд принял бы чисто символический облик. Например посвящали бы покойнику деревянные или керамическиефигурки коня. Попробуем разобраться как и какие представления о мире изменились. Что послужило толчком для ухода из нашейобрядности обряда Бахфалдисан.
Мир в НК представлен состоящим из трех частей - Уалимон, мир зэдов и дуагов; - Амонд, мирчеловеческий; - Далимон, мир низшего разума. Существует ли подобное знание в сознании современного осетина? У некоторых несомненно,а у большинства нет. Такое представление якобы не научно, а значит и не современно и якобы не отражает реальную картину мира.И такое представление явно противоречит представлениям о мире христианства и мусульманства. В русской традиции такому представлениюмира соответствует Правь(Уалимон), Явь(Амонд) и Навь(Далимон). Эти представления настолько глубоко искоренены из русскогосознания научным и авро-религиозным мировоззрением, что даже те кто пытается это осмыслить не могут полностью осознатьзначение понятий Правь, Явь и Навь. Благо наши предки сохранили для мира это знание. На сколько ненаучно представление о миресостоящем из Прави, Яви и Нави? Мир человека - Амонд, особенно современный кардинально отличен от мира животных-Далимон. Науказанята поисками высшего разума - Уалимон в просторах вселенной. Представление о нашей планете, как о целостной живой системеэто научное представление. Т.е. разговоры о том, что деление мира на Уалимон, Амонд и Далимон не научно не состоятельны. А значитвытесняют из нашего сознания древние представления о мире современные мировые религии и прежде всего христианство с мусульманством.Каждый человек имеет право на выбор вероисповедания и мы не вправе кого то осуждать за его выбор. Но в праве осуждать за разрушениетрадиции. Приняв христианство или мусульманство разделяйте радость и горе с близскими в соответствии с вашим вероисповеданием.А выезжая за город на поляну просто отдыхайте, пейте и не вспоминайте о зэдах и дуагах. Уважайте свой выбор. Уважайте древнюютрадицию и тех кто остался верен ей.

В осетинской традиции мир представлен так же и двух частным делением. Это Манг дуне- Иллюзорный мир или материальный мир, мир проявленный в материи и Ацаг дуне - это не проявленный, нематериальный мир, это мирв который отправляется человек после своей земной жизни. Похоронная обрядность отражает представления народа о мире в которыйотправляется человек после земной жизни, представление об Ацаг дуне. Обряд Бахфалдисан это похоронный обряд и его исчезновениеиз осетинской обрядности отражает изменение представлений об Ацаг дуне в сознании осетин. Целью обряда является обеспечениепокойного конем в его загробном путешествии. Текст, который рассказывал исполнитель обряда, во время его проведения во многомпересекается с текстом рассказывающим о походе нарта Сослана в страну мертвых и имеет также назидательное нравственноезначение. Сам по себе обряд имеет глубокие корни. Его описание есть в Ригведе мандала 1 гим 162 с той лишь разницей, в Ригведеописано полноценное жертвоприношение(умерщвление) коня, в осетинской версии опубликованной В.Ф. Миллером в 1882 году коню отрезаюткончик уха. Ригведа является самым древним письменным источником арийской религии. Само название означает древний след,Раг\Вад. Так же как и в Ригведе посвящению коня предшествовала предварительное жертвоприношение. В осетинском варианте этобаран, а в Ригведе это цветастый козел. И там и там коня приводили нагруженного дарами и обводили три раза вокруг покойника.Как было уже отмечено в осетинском варианте коню отрезали кончик уха, в Ригведе коня расчленяли посуставно стараясь не повредитьего частей. При этом считалось, что конь идет к богам легкими путями в сопровождении коней Индры. В осетинском варианте описанномв стихотворении Коста «На кладбище» покойному так же предлагают выбрать коня из коней Уастырджи; - «... Видишь, на небе, поджелтой горою
      Три скакуна вознеслись над тобою,
      Уастырджи три жеребца?
      Ближнегосхватишь - ударит копытом,
      Дальнего схватишь - он волком несытым
      Кинется на молодца.
      Среднийблуждает по области неба.
      Дай ему корку ячменного хлеба.
      Славный Курдалагон-бог
      Быстроконю изготовит подковы,
      Будут узда и попона готовы -
      Все для загробных дорог. ...»

Для записей между которыми несколько тысячелетий сходство просто поразительное. И это означает,что осетины в плоть до конца 19 века сохраняли древнюю религию. О том что осетинская религия непрерывна от времен индо-арийскойобщности, говорят и археологические раскопки сарматского захоронения второй половины первого века нашей эры на окраинегорода Азова. В этом захоронении обнаруженны свидетельства обряда посвящения коня проводившиеся в соответствии с ведическимгимном. В описании заклания коня Ригведы, с заколотого скакуна снимают принадлежащие ему - узду, сбрую, ножные путы и кладутна верхнее покрывало. Туда же кладут предназначенные для него золотые вещи. В могильнике обнаружено такое верхнее покрывалопринесенного в жертву скакуна с принадлежащей ему уздой и предназначенными для него и погребенного под курганом царя золотымивещами - кинжалом и браслетом. Роль предварительной жертвы в ритуале играл баран, кости которого зафиксированы в погребении.

Что же изменилось к концу 19 века в этом древнем обряде, кроме того что полноценную жертвузаменили обрезанием кончика уха? Что бы понять это прежде рассмотрим, почему этот обряд вообще ушел из Осетии. Путешествующиепо Осетии в 19 веке отмечали, что несмотря на то что часть осетин считаются мусульманами, а часть христианами они мало сведущив этих религиях и исповедуют свою древнюю религию. Этих свидетельств в сети достаточно, потому и не будем приводить конкретныхавторов, желающие могут их найти через тот же Яндекс. Великая Октябрьская Революция начала двадцатого века объявила атеизмгосударственной религией. Все остальные религии в том числе и осетинская в течении десятков лет были «опиумом для народа».И партийное руководство СОАССР всяческие боролось с пережитками прошлого. Старшие рассказывали, что обращение к Богу - ДунеиФарн появилось именно тогда, потому как за обращение - Йунаг Ыстыр Хуысау можно было отправиться в места не столь отдаленные.К этому добавилось и гибель лучших из старшего поколения в Великой Отечественной Войне. Эти и наверное еще другие более второстепенныефакторы способствовали вымыванию древних знаний и религии из сознания осетин. А осетинский Кувд за это время выродился в застольныйэтикет, а кое где и в откровенное пьянство. Современный вариант осетинского кувда несет не знания, а невежество и разложение,за очень редкими исключениями которые стали возможны благодаря деятельности инициаторов восстановления осетинской религии.В перестроечное время осетины вновь обратились к религии, но благодаря деятельности мусульманских и христианских миссионеровне к своей, а к мусульманству и христианству. И не номинально, как в дореволюционное время, а как к своей культурно - религиознойтрадиции. Осетины принявшие мусульманство или христианство не нуждаются более в коне, для того того что бы после земной жизнипопасть к предкам. Они не знают что им предается встретится с Аминон, а потом предстать перед Барастром. Они думают иначе, таккак их учат новые духовные наставники. Естественно в таких условиях не мог был быть восстановлен обряд посвящения коня покойникудаже в символическом исполнении, когда вместо живого коня посвящали бы деревянную или керамическую фигурку. И он(обряд) ущелв историю.

Некоторые изменения этот обряд претерпел уже в конце 19 века. И именно они характеризуют изменения в представлении о загробном мире и путешествиях человеческого духа после земной жизни. В том же стихотворении Коста,которое процитировано выше есть такие слова; - «... Семь золотых распахнутся затворов.
      Мудрый Барастыр,царь мертвых, без споров
      Пустит достойного в дверь.
      Вот и в раю ты! Пусть будет довека
      Памятьсветла о тебе! Человека
      Образ ты сбросил теперь. ..»

Ясно, что по представлению Коста после земной жизни, человека ождает рай. О рае, как о загробномпристанище покойника, которому посвящали коня говорится и в том варианте обряда который опубликовал В.Ф. Миллер. «... Златокудрыймальчик направляется к нему, делает треножные путы его коню на зеленной траве рая, дверь рая отворяется ему с треском, и навстречу ему встают люди: ...» Согласно этому варианту обряда там же, в раю пребывают и нарты. «... Посадите его на верху, дабыон был спутником Сослана, что бы он сидел вместе с Урузмагом. ...» Далее сравним эти моменты с текстом сказания о том как нартСослан был в стране мертвых. Предыстория посещения нартом Сосланом страны мертвых такая: - Сослан отправляется на охотуза чудесной ланью, которая ускользнула от Урузмага. Обстоятельства приводят его во дворец дочери солнца Ацырухс. Она объявляетсеми уаигам охранявшим ее, что Сослан суженный ее и что бы они назначили за нее достойный выкуп. Выкуп состоял в том что быпостроить замок из черного железа, в четырех углах которого будут расти по листу дерева Аза и пригнать 300 голов дикого скота.Шатана обещает Сослану помочь с постройкой замка и с 300 -ми голов дикого скота. Но с листом дерева Аза, которое растет тольков стране мертвых ему может помочь, только его умершая жена Ведуха. Сослан отправляется в страну мертвых. На этом пока остановимсяи попробуем понять смыслы которые скрываются некоторыми именами. Первое это имя невесты - Ацырухс. Она дочь солнца и ее имябуквально переводится как этот свет. Этот свет и есть дитя Солнца, ведь Солнце дает жизнь всему что есть на земле. Не было быСолнца и все были бы на том свете. Второе это семь уаигов, которые охраняют Ацырухс. В цитате из стихотворения Коста говоритсяо семи золотых затворах, которые распахнутся перед покойником. И Миллер так же пишет о том, что у осетин есть поверье, что покойникпроходит семь звеньев цепи. Эта цифра семь тоже не случайна и смысл ее в семи оболочках духа, помимо физической. И третье этолист дерева Аза, которое растет в стране мертвых. Аз это значит «Я», дерево Аза это дерево Я, отдельный лист на котором и естьотдельное человеческое Я. Далее Сослан достигая ворот страны мертвых силой врывается туда. Не будем описывать все увиденноеСосланом в стране мертвых. Для этого можно прочитать сказание и даже нужно, ведь текст этот имеет нравственное значение. Сосланна своем пути встречает много чудес, который являют собой посмертное воздаяние за поступки совершенные при земной жизни. Здесьрассмотрим только три чуда. Когда Сослан встретился со своей женой Ведухой он начал расспрашивать ее о тех чудесах которыевстретил на пути; - «... Поехал я дальше - и вижу озеро, наполненное лягушками, змеями и всякими мерзкими гадами. И множестволюдей плавает здесь между гадами - то выныривают они, то вновь погружаются в воду. Просили они меня, чтобы я спас их. Я жеответил им, что бессилен в Стране мертвых. Что же они сделали, бедняжки?

- Ты видел озеро Ада. Те, кто при жизни крали и обманом присваивали чужое, теперь, по обычаю Страны мертвых, несут наказание в озере Ада,- сказала Ведуха. ...»

«... - Поехал я дальше и снова увидел широкую равнину. Густыми хлебами была покрыта эта равнина,и много разных злаков колосилось на ней. И еще чудеса: хищные звери ходят там рядом с домашним скотом и не трогают его.Большая река течет по этой равнине. Множество девушек пляшут симд, и всяческие кушанья и напитки стоят на берегу. Я сказалим, что голоден, но они ответили мне, что если не буду я стремиться обратно в земной мир, то тогда буду я сыт одним тольковидом еды. Я ответил им, что не по душе мне страна, в которой насыщаются, только глядя на еду. Что это было за чудо?

- Ты посетил равнину Рая, - ответила ему Ведуха. - А девушки эти умерли, еще не выйдязамуж. Кушанья же, которые стояли на берегу, - это то, что посвящено им их родными. И, по обычаю Страны мертвых, они сыты однимлишь видом этих даров....»

«... - Еду я дальше и вижу: в почетных креслах сидят старики - предки нартов. Много еды инапитков поставлено перед ними, но тут же лежат труп кошки и труп собаки. Смотрят нартские старцы на обильное угощение,но не прикасаются к нему.

- Зачем же они будут прикасаться к еде и тем нарушать обычай Страны мертвых? - сказалаВедуха. - Это Шатана, когда отправился ты сюда, посвятила нартским предкам хорошее и плохое, чтобы проверить тебя, расскажешьли ты по своем возвращении правду о

Стране мертвых и не утаишь ли чего хорошего или плохого....»

Как видно из трех приведенных выше цитат Сослан проехал мимо озера ада проехал он и поле рая,но предков нартов и его жены Ведухи ни там, ни там не было. Из этого следует вывод, что в изначальном, древнем обряде конь покойномуне нужен был, что бы доставить его в рай. Но уже в конце 19 века под влиянием христианства и мусульманства понятие о рае и адепроникло в сознание осетин. Прежнее знание о посмертном воздаянии за поступки человека при земной жизни и перевоплощенииосталось только в сказаниях. Миллер ссылаясь на Шегрена пишет об одном из вариантов посвящения коня покойнику, в которомАминон стоит у моста и спрашивает покойника о его жизни. И хотя Аминон все о нем знает, но он хочет понять солжет покойник илискажет правду. Если покойник говорит правду, то Аминон отправляет его сразу к предкам, туда где их встретил нарт Сослан когдабыл в стране мертвых. А если солжет то отправляет в ад. Но разве сможет сказать правду о своей жизни человек, который всю жизньлгал и запутался в своей лжи так, что и сам уже не понимает где правда, а где ложь. Нет конечно. Вот почему честность и искренностьявляются пожалуй самыми главными определителями Уасдана. Обряд посвящения коня покойнику является подтверждением преемственностиосетинской религии со времен индо-арийской общности. Одним из основных понятий индуизма и буддизма, которые так же идут отиндо-арийской общности является понятие сансары, цепи перевоплощений. Не возможно, что бы это понятие не сохранялось в осетинскойрелигии. О его сохранении и говорит сказание о том как нарт Сослан был в стране мертвых. Опять согласно представлениям индуизмаи буддизма у человеческого духа семь материальных оболочек, не считая физического тела. Это и есть те семь звеньев цепи, которыенеобходимо пройти покойнику, прежде чем он достигнет духовного неба, места где пребывают предки. Эфирная оболочка разлагаетсяпочти сразу после смерти физического тела. Далее три эмоциональные оболочки разлагаются по мере исчерпания тех эмоциональныхсостояний, которые были развиты при жизни. После чего так же последовательно отмирают три ментальных оболочки. Каждая последующаяоболочка состоит из материи более тонких вибраций. Когда все оболочки сброшены, тогда дух пребывает с предками до того каксозреют условия для его нового воплощения. Перевоплощение в осетинской традиции происходит в рамках рода. Подтверждениемтому является выродившийся в обычное гадание обряд проводимый с годовалым ребенком. Когда перед ним раскладывают различныепредметы и по тому, что за предмет он возьмет судят о том кем станет во взрослой жизни. В полноценном обряде перед ребенком раскладываютсявещи принадлежавшие предкам. И по тому какую вещь он возьмет определяется кто перевоплотился. Поэтому вспоминая о покойникеговорят - до его возвращения живи счастливо. Вот так от перевоплощения, до ожидания страшного суда, от неизбежности наказаниядо прощения грехов за одну только веру или вечных мук за безверие изменилось восприятие ацаг дуне в сознании большинстваосетин. И как следствие ушел из жизни обряд Бахфалдисан. Стоит ли его возрождать? Думаю, что для тех кто пытается возродитьУасдин(ассианство) стоит, при этом посвящая покойнику фигурки коня.

Ассианство

Previous post Next post
Up