В данном случае немного недостреляного, но неважно. Из тетради узнал нечто любопытное про Гапона и "Кровавое воскресенье". В некотором смысле события 1905 года являются ключевыми для истории России в начале XX века, а расстрел демонстрации 9 января - центр всего происходящего, и тем любопытнее, что там случилось.
Лицом демонстрации, как известно, был священник Георгий Гапон, яркий религиозный харизматик. А вот что пишет про события 9 января года генерал Александр Васильевич Герасимов.
"Гапон шел впереди. Слева от него шел священник Васильев с большим деревянным распятием в руках; справа - социалист-революционер Петр Рутенберг. ... Прозвучал рожок горниста, затем воздух прорезал сухой, неравномерный залп. ... Уже при сигнальном рожке горниста, перед первым ружейным залпом Рутенберг схватил за плечи Гапона и бросил его наземь: опытный революционер, он понимал значение сигнала. Благодаря этому Гапон избежал смертельной опасности. Священник Васильев, стоявший подле него, был убит. После третьего залпа Рутенберг спросил:
- Ты жив?
Гапон прошептал:
- Жив.
Оба поднялись и побежали. Во дворе какого-то дома Гапон снял свою длинную священническую рясу. Рутенберг взял у кого-то из бегущих пальто, набросил его на плечи Гапона, вынул предусмотрительно захваченные с собой ножницы и срезал Гапону его длинные волосы и бороду. Затем окольными путями он повел Гапона на квартиру Максима Горького".
То есть рядом с харизматиком был "опытный революционер", который его очевидным образом опекал и направлял, даже ножницы на демонстрацию не забыл захватить. Временами, не побоимся этого слова, и руководил. У пламенных проповедников бывают сложности с планированием операций. То есть толпа шла "на поклон к Царю-батюшке" с иконами, хоругвями и внуком раввина Пинхасом (((Петром))) Моисеевичем Рутенбергом во главе, хехехе. Иконы и хоругви были на самом деле туфтой, но неважно. Столь подробные сведения А.В.Герасимов получал из донесений агентов, будучи с весны 1905 года начальником Петербургского охранного отделения. Выглядели защитники рабочих так:
Но это только начало истории. Рутенберг был эсером, террористом, а в 1906 году лично повесил подопечного Гапона за грехи перед революционным движением. Дружба оказалась недолгой. После казни Рутенберг некоторое время жил в Англии, а после февраля 1917 года вернулся в Россию, встретился с хорошо знакомым ему Керенским и стал заместителем главы Петрограда. Через год отношения с большевиками оказались не столь тёплыми, как с Керенским, и Рутенберг снова эмигрировал, теперь уже окончательно.
Казалось бы, какой могла быть судьба российского революционера, эсера, разошедшегося с большевиками по аграрному вопросу и вынужденному жить в эмиграции? Наверное, трудился официантом где-нибудь в Париже, писал мемуары. Генерал-лейтенант А.В.Герасимов, например, в свои 60 лет работал в Берлине, в мастерской дамского платья.
Один из фактов его последующей биографии внезапно выглядит так: "Британские власти использовали Рутенберга для установления неформальных контактов с Муссолини: во время одной из многочисленных поездок в Европу Рутенберг встречался в Риме со своим давним знакомым, теперь итальянским диктатором". То есть пламенный защитник российских рабочих и специалист по динамиту и удавкам несколько неожиданно оказался британским дипломатом высокого ранга. В Википедии можно прочесть ещё много чего любопытного; по сути он был крупным чиновником в Британской Палестине.
Ergo, к истории русской революции можно добавить ещё один красочный мазок. Интересно, сколько найдётся официальных российских историков, высказывающих хотя бы предположение (не осмелимся заикаться об утверждении), что демонстрация 9 января была организована британскими спецслужбами?
За мысль почитать
мемуары А.В.Герасимова признателен одной фразе из текстов Д.Е.Галковского - там как раз упоминался П.Рутенберг.