Пост
"Проблема интеллектуальной стагнации" напомнил, что бо'льшая часть истории науки, в чисто временно'м отношении, это история её стагнации и упадка. С чем бы это могло быть связано? Не предлагая исчерпывающего ответа, отметим некоторые необходимые условия успешного развития науки, не всегда очевидные широким народным массам.
1. Наука должна
(
Read more... )
Вот академии да, но это оч специфические учреждения, эдакие всем известные тайные общества.
Reply
То самое, про которое вы и пишете. Внутри них смогли выжить научные сообщества. Галилей преподавал в университете в Пизе, потом в Падуе 19 лет, заработал там себе репутацию, и затем уже пожинал (неоднозначные) плоды славы.
Чиновники, которые занимались сбором, подсчётом и распределением налогов, с необходимостью должны были что-то понимать в математике. Фибоначчи, например, жил в Пизе в XIII веке и писал учебники по математике. Не для развлечения же, учебники нужны были для обучения студентов, университета там тогда ещё не было.
Сообщества математиков или философов-схоластов при университетах и были предшественниками современных научных сообществ. Важно, что сложилась традиция рассматривать такие сообщества как нечто нормальное и необходимое.
Reply
- Галилей преподавал в университете в Пизе, потом в Падуе 19 лет, заработал там себе репутацию
Но... ведь все не так! Галилей, как представитель флорентийской знати, получил протекцию Медичи, что помогло ему сделать академическую карьеру (ни в коем случае не умаляя его личной одаренности и целеустремленности). Роль академического сообщества в этом минимальна - в Падуе кто-то из коллег-профессоров, если не путаю, был к нему приставлен присматривать, чтобы наш умник в политические процессы глубоко не лез (влез, таки). И отец Галилея ровно так же участвовал в классических отношениях патрон-клиент, то есть мы видим древнеримскую, практически, традицию, но никак не чаемые Вами научные сообщества. Академия рысьеглазых - вот научное сообщество Галилея, но, это же чистая клиентела.
Reply
Reply
- в Падуе он наверняка не первый начал преподавать. Там уже было какое-то преподавательское сообщество
О, несомненно! На ту же самую кафедру прямо перед ним претендовали Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла, а обучались в Падуанском университете венецианская знать, которую к этому принуждали венецианские законы. Если расшифровать, то это место политического значения и попасть туда мог только близкий к политике человек.
Но, давайте ближе к теме изначального поста - как нам реорганизовать рабкрин к условиям успешного существования фундаментальной науки. А таковыми видятся три столпа - отношения патрон-клиент с сильными мира сего, дилетанты, работающие из собственного интереса на собственные средства (Кельвин, Хевисайд, Эйнштейн) и прикладники, пилящие собственные проекты на деньги от прикладных тем. Научные сообщества в такой парадигме штука вторичная.
Да, если не смешивать науку как познание нового и науку в прямом смысле, как обучение, то лучше будет видна роль средневекового университета, как корпорации по выдаче дипломов юристам ( ... )
Reply
До появления железобетона каменный мост через небольшую реку представлял собой сложную инженерную задачу. И посчитать сложный процент за Х лет тоже умели далеко не все. В университете не могли учить одних юристов, там с необходимостью было математическое сообщество. Даже астрономические открытия Галилея проходили в условиях жёсткой конкуренции и борьбы за приоритет, то есть от коллег было уже не протолкнуться. И это были отнюдь не юристы. Сообщество работало в полную силу.
И представления о биографии Эйнштейна и Кельвина у вас какие-то фантастические.
Reply
Leave a comment