Пост
"Проблема интеллектуальной стагнации" напомнил, что бо'льшая часть истории науки, в чисто временно'м отношении, это история её стагнации и упадка. С чем бы это могло быть связано? Не предлагая исчерпывающего ответа, отметим некоторые необходимые условия успешного развития науки, не всегда очевидные широким народным массам.
1. Наука должна
(
Read more... )
А сложилась она так. Сначала он учился в монастырской школе, потом на медицинском факультете, потом переключился на математику и натурфилософию. Далее он немного преподавал геометрию художникам, потом математику в Пизе, потом 20 лет геометрию, механику и астрономию в Падуе.
Очевидно, у него были учителя математики и механики, обладающие определённой квалификацией, и вот эти "геометрию, механику и астрономию" в Падуе он наверняка не первый начал преподавать. Там уже было какое-то преподавательское сообщество, были студенты, которые хотели всё это изучать. То есть Галилей стал частью большого научно-преподавательского сообщества, а оно перед этим должно было как-то возникнуть.
Мы просто знаем одного Галилея, потому что он стал знаменит, и родительские деньги тут ни при чём. А все, кто его окружал, стёрлись временем, но это не значит, что их не было.
Reply
- в Падуе он наверняка не первый начал преподавать. Там уже было какое-то преподавательское сообщество
О, несомненно! На ту же самую кафедру прямо перед ним претендовали Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла, а обучались в Падуанском университете венецианская знать, которую к этому принуждали венецианские законы. Если расшифровать, то это место политического значения и попасть туда мог только близкий к политике человек.
Но, давайте ближе к теме изначального поста - как нам реорганизовать рабкрин к условиям успешного существования фундаментальной науки. А таковыми видятся три столпа - отношения патрон-клиент с сильными мира сего, дилетанты, работающие из собственного интереса на собственные средства (Кельвин, Хевисайд, Эйнштейн) и прикладники, пилящие собственные проекты на деньги от прикладных тем. Научные сообщества в такой парадигме штука вторичная.
Да, если не смешивать науку как познание нового и науку в прямом смысле, как обучение, то лучше будет видна роль средневекового университета, как корпорации по выдаче дипломов юристам (в основном).
Reply
До появления железобетона каменный мост через небольшую реку представлял собой сложную инженерную задачу. И посчитать сложный процент за Х лет тоже умели далеко не все. В университете не могли учить одних юристов, там с необходимостью было математическое сообщество. Даже астрономические открытия Галилея проходили в условиях жёсткой конкуренции и борьбы за приоритет, то есть от коллег было уже не протолкнуться. И это были отнюдь не юристы. Сообщество работало в полную силу.
И представления о биографии Эйнштейна и Кельвина у вас какие-то фантастические.
Reply
Leave a comment