Экранизация В. Пудовкиным романа М. Горького «Мать» вызывает у меня довольно смешанные чувства. Возможно, дело в личном трепетном отношении к произведению Горького и соответственно в порождаемом режиссерским видением Горького внутреннем неприятии. Слишком уж вольно Пудовкин обходится с оригиналом и, на мой взгляд, это вовсе не пошло на пользу фильму.
Click to view
Несомненно, персонажи картины получились очень выразительные и колоритные. Начальная сцена избиения матери поражает звериным прищуром диких глаз отца Павла Власова. Сама мать великолепно сыграна В. Барановской, сумевшей показать всю противоречивую тяжесть материнских терзаний о сыне.
Да и сам Павел Власов запоминается своим горящим взором и строгим выражением лица.
Но, к сожалению, сумма этих запоминающихся персонажей не складывается в действительно запоминающийся фильм. Кроме всего прочего картина предельно реалистична, что повлекло отсутствие какого либо символизма. Разве что последние кадры в фильме, показывающие наступление столь выстраданной весны с подписью «лед тронулся» создают некоторое аллегорическое послевкусие, сопрягая буйство весны с революционной грозой (как писал Э. Багрицкий - «цветенье мая, буйство Октября»). Сильным получился и образ матери поднявшей красный стяг в благородном душевном порыве. Больше в фильме мой глаз ни за что и не зацепился.
Еще одним важным моментом, как мне кажется, является некоторая нераскрытость персонажа Павла Власова. Горький в своем романе довольно подробно описывает процесс трансформации юноши: как он начал читать книги, обретать новое мировоззрение, совершать первые политические акции и т.д. В фильме же из за отсутствия этих сторон жизни Павла он получился каким то статичным, неподвижным.
Наверное, в данном случае все решают личные предпочтения, но у меня, к примеру, ранние фильмы Довженко или Эйзенштейна вызывали гораздо более богатые эмоции нежели «Мать» Пудовкина.
Снимать картины на основе каких либо признанных произведений всегда крайне сложно. И поскольку в 1926 г. «Мать» Горького не являлась еще культовым и крайне значимым произведением (просто потому, что для этого, в каком то смысле, должны были произойти Перестройка и развал СССР), Пудовкин снял фильм с умеренной трансформацией материала. К сожалению сегодня подобные авторские вольности не получается рассматривать в положительном ключе.