Sep 01, 2010 14:22
Помню, как-то раз Меркантор закатил страшный скандал из-за того, что в его жилой комнате за целый день не приклеили край отклеившихся обоев. Он угрожал ремонтной бригаде, начальнику службы технического снабжения и даже дирекции института страшными карами. Он грозил сообщить спонсорам о творящихся безобразиях, кричал, будто бы уже позвонил Кому Надо -- ему знакомому влиятельному лицу -- и то лицо в своем поте уже подписывает какие-то Страшные Бумаги. Он стращал окружающих собственным увольнением, которое несомненно приведёт к закрытию института.
В то время Меркантор был, как сказали бы у вас в России, рядовым научным сотрудником. Я, очарованная шестнадцатилетняя девушка, тогда ещё не разглядела его внутренней сути. Мне недоставало жизненного опыта и умения читать людей, поэтому я судила лишь по обложке, а она, безусловно, в случае Меркантора была отлично изготовлена.
Безвестный Издатель, однако, не потрудился столь же хорошо вылизать содержание, и внутри изящного переплёта скрывались поеденные ментальными тараканами страницы бульварного романа. Во-первых, у Меркантора не было никаких «влиятельных лиц» среди знакомых, он не имел представления, кто спонсирует институт, и даже не был сколь либо важным сотрудником. Во-вторых, повод для его буйства явно не соответствовал масштабам его буйства. В-третьих, достаточно и первых двух пунктов. В последующие годы я неоднократно встречала аналогичные проявления в самых разных местах планеты. Но особенно много их я встретила здесь у вас в России.
Довольно часто я натыкаюсь на людей, рассуждающих о том, что «некий А после его поступка Б обязан покинуть мироздание», требующих в пустоту «срочно сделать как они хотят, а не то они вообще разочаруются» и даже составляющих некие «расстрельные списки». Однако никто из этих людей не обладает даже сотой частью тех возможностей, которые требуются для воплощения их угроз. Некий А популярен среди миллионов, рекомендующих же ему непременно убиться никто, включая самого А, не знает. Их «вообще разочарование» вряд ли кто заметит, тем более, предыдущие сто их разочарований никоим образом не затронули положения вещей. Ни права расстреливать, ни оружия для этого, им никто никогда не даст. Более того, уже при минимальном шансе на получение такого права и прилагающегося к нему пистолета они бы настолько быстро рванули с места вдаль, что сверкание их пяток заметили бы даже Внеземные Цивилизации со своей базы на Плутоне.
Этот вирус в Экзистенциальном Алгоритме Очищения Бытия от Скверны проф. Инъязов предложил называть Ежовым Ягодизмом. Термин, кстати, непереводим на другие языки. Сложен он из фамилий двоих руководителей НКВД, каждый из которых не гнушался устранять враждебные элементы из советского общества любыми средствами. Оба при этом так заигрались, что не заметили, как вместо интересов народа СССР стали отстаивать свои собственные, но все той же ценой и все теми же средствами.
Одновременно в названии вируса содержится указание на наиболее известный способ напугать ежа. Переплетения и коннотации смыслов термина «Ежовый Ягодизм» уже сами по себе раскрывают его глубинную суть, однако я немного расшифрую.
Вместо реального противодействия Злым Силам или хотя бы реального устранения следов их вражеской деятельности, пораженные вирусом начинают строить планы, что бы они делали, если бы были Черными Властелинами Мироздания. Это как-то само собой ассоциируется в их умах с верховным руководством комитета Госбезопасности, за счет чего рождается уверенность, будто все их черновластелинские бесчинства будут делаться во благо некоторого абстрактного человечества и при полной безоговорочной с его стороны поддержке.
Однако удивительным образом реальное их положение строго противоположно вдохновляющим их примерам: Ежов и Яго́да обладали настоящей властью, данной им для удовлетворения интересов народа, но зачастую используемой ими в своих корыстных интересах, Ежовые же Ягодиты, напротив, никакой властью не обладают, хотят лишь мстить за собственные обиды, но полагают сие Исторической Необходимостью в Интересах Всего Прогрессивного Человечества.
Негодными иногда средствами, с перегибами, поддаваясь слабостям, совершая глупости, но Ежов с Ягодой все-таки реализовывали всю полноту своей власти. Часто даже бо́льшую, нежели им была дана. Ежовые Ягодиты боятся всякой ответственности, не рискуют пользоваться даже той властью, которая имманентно присуща каждому гражданину, зато проводят дни и ночи напролет, мечтая, что бы они сделали, попади им неожиданно в руки неограниченная власть.
И я скажу, что бы они реально сделали: забились бы под кровать и звали на помощь маму. Ведь их смелость питается лишь подсознательной надеждой на понимание всеми сколь либо опасными противниками безобидности Ежовых Ягодитов. На всякий случай ежу регулярно сообщают, -- намеками или прямым текстом, -- что для его устрашения используется совсем даже не пистолет, не вилы и не ведро с напалмом. Ёж ни на секунду не должен заподозрить неладное.
Сейчас наиболее вероятные персонажи расстрельных списков чисто технически не способны обнаружить всех этих списков составителей, поэтому раскрепощенный чувством безопасности пугательный орган Ежовых Ягодитов вылез из под теплого одеяла и замаячил перед лицом широкой публики. Ягодиты так привыкли заочно пугать ежа, адресуясь исключительно к случайным посетителям тех мест, где ежи в принципе не водятся, что начисто забыли про истоки своего увлечения. Теперь уже основная цель занятия -- показать простым обывателям, насколько ты важная шишка, что запросто лаешь на слона в его отсутствие. Ну а в конечной точке развития, целью становится просто лай на обывателей -- авось, если тех в личной беседе занесут в какой-нибудь список, они собеседника зауважают.
Авраам Болеслав Покой во время совместного обсуждения проблемы сказал, что мог бы порекомендовать в качестве метода лечения Ежовых Ягодитов принудительную охоту на львов. В этом случае зараженный довольно быстро осозна́ет, кого, чем и как следует пугать, и следует ли вообще. Однако, увы, серийно излечиваемые на последних стадиях своего излечения извели бы под корень этих и так редких млекопитающих. Поэтому, опять увы, лечить придется иными методами.
Для взрослого человека реальная его влиятельность главнее воображаемой. Воображаемой тешат себя только дети. Однако у Ежовых Ягодитов весовые коэффициенты влиятельностей искажены таким образом, что им и во взрослом возрасте воображаемая влиятельность кажется не менее, а то и более, ценной. За счёт, разумеется, гораздо большей простоты достижения воображаемых успехов. В результате алгоритм Оптимизации Деятельности совершенно правильно движет человека к цели, однако сама цель искажена -- воображаемое влияние, вместо реального.
При помощи Метода Статистической Ревзвесии я добавила в алгоритм вычислений дополнительное свойство: по достижении пятнадцати лет весовые коэффициенты воображаемых полномочий зануляются. Разум пациента, таким образом, трансформирует желание напугать окружающих в желание повести их за собой.