Вчера в новостях сообщалось о современном положении театров в России и Москве, о том, что большинство российских театров живёт за счёт госбюджета. И в связи с этим возник вопрос: а что делают театры, что готовят, показывают, и почему? Как они считают возможными тратить госденьги и почему? И для чего?
Выяснилось, что граница для них одна - искусство, т.е. по отношению к обществу границ у них нет.
Вот ведь как. Очень интересно. Наука находится в таком же положении и на эти вопросы она дала немного раньше совсем другой ответ. Границы наука поставила себе немножко другие, чем просто наука и просто исследование, познание, любопытство. Опыт Бухенвальда, Заксенхаузена и других лагерей смерти заставил науку поставить себе границы. А искусство ещё не понимает, в какие игры оно заигралось? Нет?
Почему в современном российском искусстве свобода всегда открывается у них «внизу»? В искусстве свобода оказывается движением либо «по горизонтали», либо «вниз». А почему «вверх» нет движения вообще? Не только свободы, а движения вообще нет?
Оказалось, что советская власть «насильно» заставляла сохранять не только память про традиционные сексуальные отношения, но и память про традиционные духовные ценности.
Кстати, это вопрос, который Россия может теперь ставить в рамках международных переговоров и встреч «восьмёрок», «двадцаток» и прочих: как у них обстоят дела с традиционными сексуальными и человеческими отношениями, их правами? Россия должна стать международным представителем нормальных людей.
Свобода творчества и самовыражения у многих современных деятелей искусства заменили смыслы и ценности выражения. Замечательно, если используются новые формы, хорошо бы только, чтобы они ещё и смыслы передавали. И не превращали духовные смыслы в развлечение, даже если развлечение притянет больше людей. Вот как об этом судит в Пскове, где произошло на днях заседание президентского совета, ответственный за культуру человек:
Председатель областного госкомитета по культуре Александр Голышев рассказал корреспонденту Псковского агентства информации о смысле возрождения театра для Псковщины и некоторых проблемах его будущего.
Вопросы репертуара согласуются с комитетом по культуре Псковской области? Вы можете влиять на творчество художественного руководителя и корректировать его?
- Такое влияние - это практика советского времени. Тогда была еще и приемка спектаклей специальной комиссией. Сегодня мы художнику даем свободу творчества, понимая, что у него свой контакт с аудиторией, и многое ему виднее. У нас есть понятие гражданской ответственности театра. Со своей стороны мы должны советовать, консультировать, обобщать запросы псковичей и просить художника обратить внимание на те или иные происходящие события...
Кстати, любимовский "Евгений Онегин", который мы смотрели в театре 5 февраля, был поставлен в 2000 году и не сразу был принят специальной комиссией. Но время изменилось, и вот теперь люди смотрят этот спектакль и дают самые высокие оценки.[…]
Сегодня критика должна зиждиться на принципах гражданского общества, на основе уважения к праву личности на самовыражение и в то же время - на основе тех традиционных взглядов, которые, не смотря ни на что, бережно сохраняет наш народ. Есть ли у нас такие критики?..
http://informpskov.ru/news/137273.html В огороде бузина, а в Киеве дядька. Совсем перемены головы людям посбивали, перевернули и завернули. Ничего не соображает, всё теперь через одно место выглядит… Да и не только у него.
О чём идёт речь, приведу на музыкальном примере. Вот есть вальс «На сопках Маньчжурии». Он может по разному исполняться, могут быть разные оркестровки, но у этого произведения есть и форма и смысл, которые не могут превращаться творчеством и свободой художника в противоположность. Нельзя трагический вальс превратить в фарс «индивидуального взгляда» какого-нибудь современного дирижёра. Нельзя храм превращать в стойло или место плясок, или, как предлагает, например, господин Мединский, сделать Горки Ленинские местом отдыха. Я бы предпочёл место отдыха москвичей сделать из квартиры, дачи и министерства Мединского.
Так вот, про вальс.
В феврале 1905 года русский пехотный полк попал в японское окружение между Мукденом и Ляояном. Когда заканчивались боеприпасы, командир полка отдал приказ: «Знамя и оркестр - вперед!» Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. Под музыку оркестра полк непрерывно атаковал японцев и прорвал окружение. Из оркестра в живых осталось только 7 человек. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, а оркестр удостоен почётных серебряных труб.
После войны Илья Шатров написал вальс, посвящённый погибшим товарищам. В Самаре в Струковском саду 24 апреля 1908 года состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром.
Оркестровки этого вальса могут быть любыми. Главное, нельзя превращать духовные смыслы - в фарсы, как часто делают своими новыми "прочтениями" современные российские деятели искусства с классическими произведениями русской культуры.
Толерантность в области ценностей и смыслов недопустима и невозможна. Невозможно снисходительно относиться к попыткам искусства разрушать духовные смыслы под предлогом свободы самовыражения. Представьте, если церковные службы начнут сопровождаться поисками новых форм? Искусство - это не способ пометить своим запахом территорию, это способ сказать другим, дать почувствовать, что главное в жизни, Любовь, всё-таки есть.
Click to view