О скулшутинге

Dec 12, 2023 13:17

Скулшутинг в Брянске. (Для группы в ВК)
Книги и статьи, где делается попытка понять проблему массовых убийств.

"...Завтра буду убивать тех кто убивал мою психику на протяжении всей жизни..."

Вставка
Получается, что этот пост - продолжение предыдущей темы о сопротивлении психологии и психотерапии, как части более общего сопротивления процессу Познания и Изменения. Самое главное при этом, упаси боже, не начать думать в направлениях, которые будут приоткрывать суть проблем, суть происходящего, а также указывать путь к изменениям и решению проблем. Происходит то самое подталкивание к движению в ложном направлении (поиск коварных злоумышленников и врагов, естественно внешних, отсутствие металлодекторов и других средств охраны и контроля и пр.).
А можно подумать в другом направлении. Что вот так начать убивать не только своих обидчиков, но и вообще всех подряд, а затем и себя, для этого должны произойти определенные изменения в психологии, а также в отношениях с окружающими и близкими людьми. И эти перемены происходят не быстро и не в результате внешнего целенаправленного «гипноза/зомбирования», а результате куда более сложного процесса, сложных условий, сочетаний различных факторов и контекстов. И вот именно их люди как правило не способны ниувидеть, ни понять, в силу того, что воспроизводство социальной системы определенного типа требует серьезного ограничения когнитивных и эмпатических способностей составляющих ее элементов, то есть нас. Не очень приятная правда, тем более получается, что это не какие там скрытые «центры власти» нас зомбируют и подавляют, а таковы принципы гомеостаза, функционирования и воспроизводства социальной системы. НО! Не стоит впадать в когнитивные ошибки и все упрощать. Социальная система на самом деле очень сложна и крайне противоречива, она «дает» нам возможность мыслить очень широко и глубоко, если мы научимся это делать - тем самым, возможно, прощупываются направления для дальнейших изменений.
Вернемся к проблеме. Чтобы вот так начать стрелять и убивать, к этому нужно прийти. То есть требуются не только опредленные условия и контексты, но и весьма серьезные, глубинные изменения в психологии будущих стрелков, на которые нужно время. И все это уже довольно неплохо изучено, но общество мало знает об этом, оно занято другим, оно научилось не понимать проблемы и решать их, а избегать понимания и воспроизводить проблемы.
О стрелках. Да, не удалось выявить каких-то конкретных характерологических особенностей или социальных (семейных) условий, общих для всех случаев, НО! Понятны общие особенности психологических процессов, которые пусть и далеко не всегда приводить к формированию установки на массовое убийство, но очень часто способствуют формированию других деструктивных и аутодеструктивных жизненных сценариев (суициды, депрессии, патогенная коммуникация, конфликтные и манипулятивные сценарии - иными словами, разрушать и убивать можно по-разному).
Среди этих особенностей - стрелки долго носят в себе очень большую боль, не просто как реакцию на отдельную обиду, но боль, перестающую в экзистенциальную, разрастающуюся как рак или черная дыра, которая поглощает ВСЕ живое. Это уязвленный Образ Я, который разрастается настолько, что, если нет видения другого жизненного Пути, разрушается и «хочет» утащить за собой всех остальных, весь мир. (такая черта, кстати, свойственна и всем Диктаторам, одержимым идеей власти, и прошлым, и ныне живущим). Также должна присутствовать и гиперчувствительность к обидам. Все это, в принципе, хорошо разложено по полочкам в психологической литературе и исследованиях.
Другие черты - тотальная дегуманизация потенциальных жертв, создание образа Смертельного Врага, а с другой стороны мания величия, как гиперкомпенсация чувства неполноценности и униженности, которая выражается в ощущении и убеждении типа «Я есть Закон», «Я есть Бог», «Я есть законы природы, эволюции, естественного отбоа, ну или рынка, правильного социального устройства и т.п.», короче, подтаскивается «философия», обосновывающая действия, то есть убийства. Плюс - присвоение себе особых прав, а иамеено права на насилие и на то, чтобы решать кому жить, а кому - нет.
И все это вещи очень древние и распространенные. Следствия в виде массовых расстрелов (где угодно) - лишь одни из возможных.

1. Психология школьного стрелка.
"В научной среде бытует мнение, что на потенциального школьного стрелка последовательно действует сразу ряд факторов. Их патологическое влияние со временем только нарастает и приводит к трагедии. В частности, психологи Джек Левин и Эрик Мэдфис в своем исследовании [1] называют такие факторы «деформациями» и выделяют следующие стадии, приводящие ученика к нападению: хроническая деформация, неконтролируемая деформация, острое напряжение, стадия планирования и стадия осуществления.
...

Некоторые зарубежные исследователи активно предпринимают попытки найти ключевую причину, которая бы объяснила феномен скулшутинга. Например, говорят о различных психологических проблемах, общих для всех «стрелков», и делят их на психопатов, психотиков и травматиков [7].

Но сегодня ученые все больше приходят к выводу о том, что единой универсальной причины просто не существует. Поведение человека, который нападает на школу, то есть совершает террористический акт, - это, безусловно, сложное поведение со сложными компонентами, и поэтому оно не может быть объяснено чем-то одним.

Так, нельзя сказать, что все колумбайнеры - психически нездоровые люди. Конечно, у них часто нарушены эмоциональные связи, и они более лабильны, но это не дает повода специалистам выносить соответствующее заключение и определять их как опасных. Зато точно известно, что мало кто из них получал настоящую психологическую помощь [8].

Попытки найти общие мотивы у школьников, берущихся за оружие, не приводят к однозначным результатам. Мы уже говорили о том, что образ затравленного одиночки чаще всего оказывается далеким от истины: эти ребята вполне могли казаться общительными, больше половины имели полную семью и хорошо учились [9]. При этом многие из них страдали депрессией, около 80% «стрелков» действительно были жертвами травли, а у 78% были суицидальные мысли. Школы, в которых происходили инциденты, если и находились в пригородах или сельских районах, обычно характеризовались низким уровнем насильственных преступлений, то есть нельзя утверждать, что на поведение стрелка как-то подействовала окружающая обстановка.

Фантазии школьников о том, как они расстреливают учителей и сверстников, так или иначе связаны с переживанием обиды, ощущением несправедливости и желанием мести. К этим фантазиям добавляются представления о своем величии, божественном праве вершить судьбу других людей. Такие мысли могут сопровождать подростка в течение нескольких лет".
https://postnauka.org/faq/156576

2. Из книги итальянского левого философа Франко «БИФО» Берарди «Новые герои. Массовые убийцы и самоубийцы», в которой автор рассматривает социальные истоки и предпосылки феномена массового убийства и самоубийства в современном мире.

"Массовый убийца - это кто-то, кто верит в право наиболее приспособленного и сильного победить в социальной игре, но он также знает или чувствует, что он сам вовсе не приспособленный и не сильный. Таким образом, он выбирает единственно возможный акт возмездия и самоутверждения: право убивать и быть убитым..."

"Мне интересны люди, которые страдают сами и которые становятся преступниками, потому что это их способ выразить свою психопатическую потребность в публичности, а также найти самоубийственный выход из того ада, в котором они живут. Я пишу о таких молодых людях, как Чо Сын Хи, Эрик Харрис, Дилан Клеболд и Пекка-Эрик Аувинен, которые убили себя после попытки привлечь внимание мира, забирая жизнь невинных людей. Я также пишу о Джеймсе Холмсе, который совершил своего рода символическое самоубийство, фактически убив себя.
Я пишу о захватывающих кровавых самоубийствах, потому что эти убийцы - крайнее проявление одной из основных тенденций нашего времени. Я вижу их как героев эпохи нигилизма и захватывающей глупости в век финансового капитализма».

https://vk.com/@-111877082-f-berardi-o-goloi-realnost..

3. А. Бек "Узники ненависти: когнитивная основа гнева, враждебности и насилия" - очень важная книга для понимания как случаев отдельного насилия, так и причин, приводящих к войнам.

«Можно обнаружить некую общность, красной нитью проходящую через весь спектр проявлений гнева, враждебности и антагонистического поведения: от персональных словесных оскорблений, предубежденности и фанатизма до войны и геноцида. Гнев остается гневом, неважно, спровоцирован он непослушным ребенком или восставшей колонией; ненависть остается ненавистью, независимо от того, спровоцирована она грубым и жестоким супругом или безжалостным и беспощадным диктатором. Неважно, какими внешними причинами вызывается антагонистическое поведение - в общем случае в его возникновении и внешних проявлениях задействованы одинаковые внутренние психологические механизмы. И также, как в случаях деструктивных межличностных столкновений, когнитивные искажения возбуждают гнев и толкают к враждебным проявлениям в поведении. Таким образом, в необоснованную личную агрессию, возникающую на базе предрассудков, предубеждений, фанатизма, этноцентрических убеждений или вооруженных вторжений, оказывается вовлеченным механизм примитивно-первобытного мышления: абсолютизация категоричных умозаключений - с одной стороны, и забвение факта, что жертвы - тоже человеческие существа, с другой.
Если существуют когнитивные общности, это может упростить задачу по выработке психологических подходов к коррекции негативных проявлений подобного рода. На основе этих общностей можно выработать систему разрешения конфликтов между индивидуумами и группами индивидуумов, а также заложить основы работающих решений для проблем преступности и массовых убийств. Изучив опыт психотерапевтической практики, мы сможем выявлять когнитивные искажения и применять соответствующие «антидоты», разрабатываемые исходя из понимания, дальнейшего уточнения и модификации подобных процессов и систем глубоких убеждений, лежащих в их основе».

«Реактивное насилие, которое можно условно назвать «горячим», характеризуется одновременной ненавистью к Врагу. Мыслительный аппарат индивидуума, участвующего в массовом убийстве или линчевании, сосредоточивается на Враге и рождает все более крайние его образы. Прежде всего, те, кто составляет противоположную сторону, сливаются в единое целое, «гомогенизируются», теряют уникальную индивидуальность. На место конкретной жертвы легко поставить кого-то другого, и все они подлежат ликвидации. На следующей стадии жертвы (в сознании агрессора) дегуманизируются - не рассматриваются как человеческие существа, по отношению к которым в принципе можно испытывать эмпатию. Их легко воспринимать в качестве неодушевленных объектов типа мишеней в тире или компьютерной игре. Наконец, они демонизируются, становятся воплощением всеобщего Зла. Убивать или нет уже не является вопросом выбора - их надо полностью уничтожить. Само их существование представляет угрозу. Абстрактные понятия Зла и Врага материализуются в конкретные образы объектов или сил, которые, как кажется агрессору, угрожают его существованию или жизненно важным интересам. Эти овеществленные представления проецируются на жертву. Мы нападаем на спроецированный образ, но причиняем вред или убиваем конкретных реальных людей».

4. Питер Лангман. Почему дети убивают. Что происходит в голове у школьного стрелка.

Оглавление
Школьные стрелки Глава 1 Школьные стрелки: личности за репортажами
Поиск ответов
Стрелки
Стрелки-психопаты Глава 2 «Я закон». Два психопата
Один плюс один равно миллион
Стремление к божественности
Черты параноидного расстройства
Антисоциальные черты
Черты садистской личности
Стрелки-психопаты
Стрелки- психотики Глава 3 «Бог печали». Шизотипический подросток
Загадочный убийца
Черты тревожной личности
Черты шизотипической личности
Причины Дилана для самоубийства и убийства
Дилан и Чарльз Мэнсон
Шизотипический стрелок Глава 4 «Все это не по-настоящему». Четыре шизофреника
«По-моему, я пришелец»
«Я умер четыре года назад»
«Проклятые ГОЛОСА у меня в голове!»
«Благодаря вам я умру, как Иисус»
Травмированные стрелки Глава 5 «Кошмар любого человека». Три травмированных ребенка
«Я думал, моей жизни конец»
Сын Рэмбо
«16 лет копившегося гнева»
Травмированные стрелки
Общая картина Глава 6 Вне типологии
Но что у них общего?
Отсутствие эмпатии
Экзистенциальный гнев
Самоубийство и экзистенциальные тревоги
Экстремальная реактивность
Стыд, зависть и недостаток мужества
Роль фантазии: репетиция убийства
Поиск ответов Глава 7 Дети, пойманные на грани
Искусство творческого разрушения
Неморгающие глаза
Бомбы - это прикольно
Пристрастие к убийству
Бездетная девочка с детьми
Насколько они были опасны?
Потенциальные стрелки и настоящие стрелки Глава 8 Что можно сделать для предотвращения школьной стрельбы

5. Эрих Фромм "Анатомия человеческой деструктивности" - книга на все времена, которую нельзя забывать.

Из книги П. Лангмана "Почему дети убивают"
"Общая картина
Глава 6
Вне типологии

В актах насилия участвуют люди с разными типами личности; хотя внешне их поведение кажется схожим, психологический портрет может быть диаметрально противоположным.
Доктор Аарон Бек

Дилан Клиболд ездил на собственном БМВ и жил в роскошном доме с бассейном, теннисным и баскетбольным кортами; Эван Рамси жил в неотапливаемой квартире в Аляске. Майкл Карнил был сыном респектабельных, законопослушных, любящих родителей; отец Джеффри Уиза покончил с собой во время полицейской осады, а мать была жестокой алкоголичкой. Но, несмотря на различия, эти мальчики - а также другие, описанные в книге, - устроили похожие акты насилия. Отправная точка для понимания школьных стрелков - распознать три их категории: психопат, психотик и травмированный.

Сравнение сходств и различий трех типов прольет свет на беспорядочную школьную стрельбу. Однако перед тем, как продолжить, я должен оговориться о двух моментах:

1. Эти три типа стрелков - необязательно единственные. Стрелки, не попавшие в книгу, могут не входить в эту типологию.

2. Стрелки могут подходить более чем к одному типу. Например, ребенку-психотику ничто не мешает быть еще и травмированным.

Однако десять представленных здесь стрелков по типу не пересекаются.


Чтобы проиллюстрировать типологию, я расставил стрелков по трем категориям. Таблица 6.1 - классификация, где десять стрелков указаны в хронологическом порядке с указанием их типов.

О таблице следует дать пару разъяснений. Во-первых, психопатия - это не отсутствие психоза и травмы, но «уродство характера», включающие в себя нарциссизм, бесчувственность, аморальность и прочие черты. Во-вторых, категория психотиков включает расстройства шизофренического спектра, такие как шизофреническое и шизотипическое. Из пяти стрелков-психотиков четверо - шизофреники, только Дилан Клиболд - шизотипик.

Хотя кажется, что нарциссизм Эрика Харриса пересек черту мании величия, к категории психотиков он не относится. Психотические симптомы встречаются при разных диагнозах, в том числе при расстройствах личности. Поэтому Эрик мог быть психотиком и без расстройства шизофренического спектра. Его основной тип - психопат. Точно так же, хоть Дилан подражал психопатическому поведению Эрика, его основной тип - психотик.

Большинство психопатов - не массовые убийцы. Большинство психотиков не совершают убийств. Большинство травмированных никому не причиняет вреда. Таким образом, хотя типология - уже шаг вперед в понимании стрелков, сами по себе эти ярлыки не объясняют, почему подростки стали убийцами. Нужно искать дополнительные факторы вне типологии, которые отличают стрелков от остальных психопатов, психотиков и травмированных людей.

Чем стрелки-психопаты отличаются от других детей-психопатов? Один ключевой фактор - наличие садизма. Хотя ассоциация садизма с психопатами кажется естественной, они необязательно идут в паре. Например, доктор Роберт Хаэр изучал психопатов много лет и составил список из 20 черт, определяющих психопатию{1}. Садизма среди них нет. Главная психопатическая черта - это черствость, или отсутствие эмпатии. Однако это не то же самое, что и садизм.

Точно так же нет садизма среди диагностических показателей антисоциального расстройства личности - психиатрического диагноза, больше всего похожего на психопатию. Антисоциальные люди безразличны к боли, которую причиняют другим. Но не переживать из-за других - не то же самое, что активно искать возможность причинить боль, чтобы почувствовать власть. Поэтому антисоциальные люди еще не садисты по определению.

Как и садисты - необязательно психопаты или антисоциальные люди. Многие люди с садистским характером - не преступники. Их можно встретить где угодно. Они могут быть начальниками компаний, профессорами в колледжах или сержантами в военных училищах. Они могут угрожать и запугивать коллег, супруг или детей. Им может нравиться, когда люди корчатся перед ними в страхе. Из-за садизма они получают удовлетворение от ощущения власти, когда грубо помыкают окружающими. Однако такой садизм - не преступление.

Таким образом, психопат - необязательно садист, а садист - необязательно преступник. Когда психопатические черты, такие как антисоциальные и нарциссические, встречаются с садистским характером, комбинация и становится особенно опасной. Это сочетание и можно наблюдать у школьных стрелков-психопатов.

Еще одна их общая черта - оба мальчика вышли из семей, где оружие стало частью образа жизни как минимум для двух поколений. Отец Эрика Харриса был военным пилотом в отставке, владел оружием в гражданской жизни. Дедушка Эрика по отцовской линии - ветеран Второй мировой войны. Дедушка Дрю Голдена был охотником и егерем, а его родители - лидерами местной ассоциации владельцев пистолетов. Как говорилось во второй главе, Дрю и Эрик не просто выросли в семьях с традициями законопослушного применения оружия, но и имели оружейный фетиш. Многие дети растут в семьях, где оружие - обыденная часть образа жизни, но фетиша у них не появляется. Чем отличались Дрю и Эрик? Они были антисоциальными нарциссами и садистами; они хотели власти. Учитывая их характер, возможно, оружие стало непреодолимым соблазном.

Обоих стрелков-психопатов в нападении поддержали сверстники. Эти мальчики возглавили нападение и взяли с собой приятеля-непсихопата. Из всех нападений, рассмотренных в книге, только в двух участвовала пара мальчиков. В обоих случаях один мальчик был психопатом, а второй - нет. Обе пары состояли из мальчика с большим эго и мальчика с маленьким эго. Эрик с манией величия объединился с Диланом, который чувствовал себя чрезвычайно неполноценным из-за шизотипического расстройства. Нарцисс-Дрю объединился с Митчеллом, у кого после множества травм остались сильные комплексы.

Возможно, психопатам нужно было играть роль главного, и поэтому они искали последователей. Возможно, сами по себе они бы не провели нападение. Таким образом, чтобы стать массовыми убийцами, им, не считая садизма и нарциссизма, могла требоваться поддержка партнера или последователя.
...
И, наконец, какие главные общие факторы у трех травмированных стрелков? Во-первых, одно уже наличие отцов-тиранов или преступников означало, что у мальчиков риск генетической склонности к насилию. Из-за сочетания дурной наследственности и окружающего влияния мальчики могли стать крайне уязвимыми для жестокого поведения. Невозможно сказать, насколько их поведение обусловлено биологией, а насколько - опытом.

Например, у двоих из трех мальчиков отцы участвовали в перестрелках с полицией. Отец Эвана - «Рэмбо с Аляски» - был готов воевать до конца, потому что газета отказалась публиковать его письмо. (К тому же за пять дней до нападения Эвана на школу его старший брат совершил вооруженное ограбление.) Отец Джеффри покончил с собой в полицейской осаде. Мужчины, которые участвуют в таких конфликтах, встречаются очень редко; то, что у двух из трех травмированных стрелков были такие отцы, параллель примечательная. Как ее понимать? Не было ли у Эвана и Джеффри генетической склонности к насилию? Или параллель появилась из-за подражания? Восхищались ли отцами Эван и Джеффри? Не чувствовали ли, что им суждено пойти по их стопам? После нападения Эван говорил о «семейном проклятии». Однако нам неизвестно, как он относился к поступку отца до собственного нападения. Также нам неизвестно об отношении Джеффри к его отцу.

Эван и Джеффри не только попали в вооруженный конфликт, как их отцы, но и закончили так же, как их отцы. Отца Эвана арестовали и посадили в тюрьму; Эвана арестовали и посадили в тюрьму. Отец Джеффри покончил с собой на глазах у полиции; Джеффри покончил с собой на глазах у полиции. Яблоко от яблони недалеко падает...".

Все книги есть в сети, например, на флибусте. Читаем, думаем, и, возможно, нам ещё удастся что-то предотвратить. И убийства, и приход к власти одержимых манией власти Диктаторов, и установление тоталитаризма. А может быть быть и поспособствовать изменениям социальной системы в другом направлении (пусть и это и выглядит сейчас как научная фантастика).
https://vk.com/wall-111877082_2049

психология

Previous post Next post
Up