Основное я уже написал в
первом посте. По поводу дегуманизации и той легкости, с которой нередко она происходит, если люди попадают в соответствующую ситуацию (контекст, среду) - ошибка есть в самой постановке вопроса и проблемы. Де-гуманизация возможна только тогда, если у людей сформировано определенное мировоззрение и психология, в котором по-настоящему гуманное отношение ко всем людям есть неотъемлемая, системная черта. Но такое происходит очень нечасто, к этому вообще-то не так просто прийти, это в том числе вопрос обучения и самообучения, это вопрос роста. При этом я вовсе не хочу сказать, что социум, в том числе и через процесс воспитания в семьях, всегда формирует нечто противоположное, то есть антигуманность. Все сложнее - пронизанный противоречиями и конфликтами, а часто просто даблбайндовый социум, формирует такую же противоречивую психологию и систему коммуникации между людьми.
И все прекрасно видят эту противоречивость и фальшивость социума. И всегда слишком много примеров того, как либо антигуманное, либо скажем так инструментальное отношение к людям, служит одной из основ успеха и богатства. Особенно в условиях капитализма.
Зимбардо, как человек сформированный буржуазной культурой, просто не видит того, что у него прямо под носом.
Вот, например, он цитируем Кристину Маслач, благодаря острой критике которой он прервал на шестой лень тот Тюремный эксперимент (потом она стала его женой):
«Как легко одни могут считать других людьми второго сорта, животными, недостойными уважения или равного отношения, - даже тех, кто нуждается в их помощи и доброй воле».
- ну этим же насквозь пронизан ваш капитализм, например. Короче говоря, американские социальные психологи предпочитают избегать обращения к основам социально-экономической системы под названием капитализм, а именно как институт частной собственности на средства производства и прочие рыночные механизмы неизбежно конструируют и воспроизводят ситуации неравенства, отношения зависимости и подталкивают к эксплуатации этих отношений и этой ситуации, где до дегуманизации всего шаг.
Но, несмотря на небесспорность некоторых интерпретаций и выводов автора, а также изрядной доли его нарциссизма, "Эффект Люцифера" однозначно можно рекомендовать к обязательному прочтению, особенно в нынешней обострившейся мировой обстановке (но, наверное, лучше всего после книги
"Человек и ситуация).
Концовка там у него вообще провальная, где он начинает давать советы как противостоять давлению ситуации и системы. Как мыслитель Зимбардо просто никакой.