Можно сколько угодно критиковать Зимбардо, но проблемы в этом эксперименте («Тюремном») затронуты архиважные. И они настолько сложные, что часто заставляют относиться поверхностно к этому эксперименту (просто защиты включаются). Да и сам Зимбардо впадает в ошибку ложного противопоставления (дихотомия) - злодей и якобы «обычный, нормальный, хороший» человек. «Обычный» человек конечно же не является изначально «злодеем» (по какой-то там своей мифической «природе»), но нужно получше понять устройство социальной системы и то, как работает социализация. В нас «вшита» постоянная готовность соответствовать требованиям социальной системы и быть ее частью (даже мозг на уровне биологии и нейрофизиологии - социален), а вот эти самые требования (предписания, ожидания_ социальной системы слишком часто противоречивы и парадоксальны (внутренне противоречивы), а сама система также пронизана внутренними противоречиями и конфликтами. И мы постоянно интернализируем все это богатство противоречий, конфликтов и парадоксов. Нам нужно постоянно на все это как-то реагировать и жить в ЭТОМ))
Зимбардо также не хочет и не может видеть и понимать, что слишком многое в его (в данном случае) обществе подготавливает «хороших и обычных» людей из среднего класса к тому, чтобы в соответствующей ситуации они с легкостью начали процесс дегуманизации и превращения в жертв, в козлов отпущения тех, на кого укажут пальцем (авторитеты, общество). И масскультура, так любящая смаковать жестокость тюремной жизни, здесь не на первых ролях. Просто дегуманизация совсем не обязательно бывает такой радикальной, как в тюрьмах, криминальных историях, во время войн, геноцида или массовых репрессий. Капиталистическое общество (но дело тут далеко не только в капитализме, хотя на данный момент это основной деструктор) предоставляет массу примеров обесценивающего отношения к бедным, «неудачникам» и прочим козлам отпущения. Любой социум быстро становится озабочен поиском «асоциальных элементов». Томас Сас, один лидеров «антипсихиатрического движения», понимал под экзистенциальным каннибализмом стремление одних людей лишать других смысла всей их жизни; в качестве жертв социум постоянно назначает козлов отпущения.
Молодые «хорошие и нормальные» люди, которые участвовали в эксперименте Зимбардо, просто уже слишком хорошо впитали в себя идеал неравенства (который скрывается за официальными фальшивыми утверждениями о якобы равенстве, но его видят скорее всего все) и практики дегуманизации и обесценивания в форме, условно, говоря «лайт», в сравнении с жесткими и жестокими формами. Но обесценивание есть обесценивание.
Ну и конечно тут еще много чего участвует в этих процессах - и когнитивный диссонанс, и про ошибку атрибуции, и с точки зрения прагматики человеческой коммуникации можно кое-что сказать. И вот еще очень важно - Из книги -
Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. Ситуационная субъективная интерпретация и фундаментальная ошибка атрибуции, Обыденный диспозиционизм и фундаментальная ошибка атрибуции и пр.
Книга
Филип Зимбардо «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев».
Слушаю аудиоверсию. Совсем не жалею потраченного времени, хотя воды у него хватает. Стержневая идея у него там, как у социального психолога, простая и понятная - решающее значение для формирования повидения играет ситуация )контекст, среда), которую формирует Система. Это все по-разному можно формулировать, делая акценты, например, на системе челоческой коммуникации, социально-экономических отношениях, системе знаков и пр.
Потом, возможно, напишу еще.
Из «Фабрики безумия» Томаса Саса
«...И где же, спрашивает Сартр, Праведный человек ищет зло? Там же, где Нормальный ищет душевную болезнь. «Поскольку зло - это отрицание, отделение, распад, - пишет Сартр, - то его естественных представителей следует искать среди отделенных и желающих отделения, среди неподдающихся ассимиляции, среди нежелательных, униженных, отверженных. Кандидаты могут быть притесняемыми и эксплуатируемыми любой категории - иностранными рабочими, этническими меньшинствами. Но это не самые лучшие кандидаты. Эти люди иногда организуются и осознают свою принадлежность к расе или классу. Затем они обнаруживают, по причине ненависти, значение возмездия, и притеснитель начинает олицетворять для них зло, точно так же, как они олицетворяют зло для притеснителя. К счастью, в нашем обществе существуют продукты распада, отщепенцы: брошенные дети, „бедные”, буржуа, потерявшие свой статус, „люмпен - пролетариат”, деклассированные всякого рода - иными словами, все несчастные. В их отношении мы спокойны. Они не могут объединиться в группу, так как никому не нужны. .. Вот почему мы обыкновенно отдаем предпочтение именно им»
Склонность (может быть, ее следовало бы назвать «рефлексом») приносить в жертву козла отпущения, для того чтобы спасти группу от распада, а себя - от гибели очевидно, составляет основу социальной природы человека».
С последим его предположением - о «социальной природе человека» - я категорически не согласен. Думаю, тут все дело в социальном научении, в передающимся таким образом опыте, то есть в механизме самоисполняющегося пророчества, а также в неспособности выйти на более высокий уровень обучения...
Более полный отрывок из Саса
экзистенциальный каннибализм и тут с политическим уклоном)
КАПИТАЛИЗМ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КАННИБАЛИЗМ