Сериал «Наследники»: нескромное обаяние буржуазии и даблбайнд

Feb 13, 2022 22:38

Наследники (Succession) - сериал мне понравился, причем во всех отношениях. Посмотрел я его совсем недавно, сразу три сезона. Не ожидал такого художественного уровня от сериала.
Очень высокий градус антибуржуазности, яркая социальная сатира, поразительно острый накал страстей и динамики семейных (и межличностных, социальных) отношений во всей их противоречивости, многоуровневости и парадоксальности, есть даже экзистенциальные ноты и многое другое - и все это снято и сыгранно, на мой взгляд, очень убедительно, продуманно и, как говорится, с душой.
В «Наследниках» очень много ярких иллюстраций даблбайнда и патогенной коммуникации. Думаю, с позиций любого направления в психотерапии и психологии в сериале можно увидеть много интересного.
Отношения Логана с детьми (да и взаимоотношения между ними) - это конечно даблбайнд. У них, да и у всех в этом сериале, все происходит на уровне метакоммуникации, то есть командный аспект (борьба за власть) окончательно поглотилрешительно все. Кроме того, сложно не вспомнить ту самую «бесконечную игру», описанную в «Прагматике человеческой коммуникации» Вацлавиком с соавторами, это к теме фатального исчезновения доверия, даже возможности доверия.
Но невозможно говорить о психологических проблемах в отрыве от контекста - социально-экономической системы.
Важнейший проблема - в системе денег. Деньги, обладание большими деньгами (точнее, конечно, люди не обладают деньгами, а растворяются в системе денег, в играх Капитала, подчиняя свою жизнь его логике) неизбежно меняют очень многое и отношениях, и в психологии, и вообще в жизни. Человек с деньгами уже никогда не может быть уверенным в характере отношений с любыми другими людьми, от самых близких, до всех остальных. Даже сама близость безнадежно исчезает. И невозможность правильно идетифицировать отношения опять же делает эту ситуацию неким образом похожей на даблбайнд. Одна из базовых человеческих потребностей - чувствовать, что нужен другому (другим) именно как человек, но в данном случае (при больших деньгах) никогда уже невозможно быть уверенным в том, что другим от тебя надо)) И тут наслаивается ещё масса других интересных проблем - тревога, хроническая враждебность, паранойя, чувство вины, постоянные проекции и работа механизма проективной идентификации, нарциссизм и пр. Причем образуются устойчивые петли обратной связи, ситуация (определенный тип взаимоотношений) начинает самовоспроизводиться. В сериале все это есть. При желании можно вспомнить и про проблему темной триады, про психопатов в бизнесе и политике (Логан же дал понять Кену, что надо уметь быть убийцей, для достижения успеха и богатства), и про эдипальные проблемы...
Про деньги как сверхценную идею также много пищи для размышления.
И, конечно, все это про капитализм.
В моем восприятии, «Наследники» - это предельно антикапиталистический сериал. Мне кажется, что больший смысл сейчас к критике и деконструкции именно мира богатых и успешных, а также Вселенной Капитала. Социальное кино об угнетенных, эксплуатируемых и «неудачниках» (как, например, «Игра в кальмара») скорее всего давно уже потеряло свою действенную остроту в силу целого ряда причин. Сейчас большинство склонно жадно поглощать образы жизни богатых и успешных, идентифицируясь с ними и стремясь хоть в чем-то, хоть как-то стать похожими на эти образы. Поэтому такие фильмы конечно же нужны))) Может быть ещё хоть кто-то начнет размышлять или сомневаться в правильности жизненных целей и ориентиров.
В общем, сериал мне очень понравился. Критические замечания к нему тоже можно высказать, но это, возможно, как-нибудь потом. Сериал «Наследники» заслуживает куда более серьезного и глубокого разбора.

P.S. Вот у меня еще что было Командный аспект коммуникации (метакоммуникация) и социальные проблемы
А тут О ДЕНЬГАХ. Часть 1.

даблбайнд, кино, антикапитализм

Previous post Next post
Up