Как разговаривать с мудаками ч.2

Apr 26, 2021 20:45

«Как разговаривать с мудаками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни» - книга американского психиатра Марка Гоулстона. Продолжение, начало здесь. Столкновения с «психами» высвечивает много других проблем, одна из которых заключается вот в чём.
Итак, мы столкнулись с психом, он на нас каким-то образом нападает. У нас появляется реакция, которую мы считаем естественной и спонтанной, то есть своей. Мы вступаем с психом в спор, в конфронтацию, мы либо сами нападаем, пытаясь поставить психа на место, либо начинаем просто спорить с ним, приводя рациональные аргументы, либо оправдываемся, у кого-то активизируется комплекс жертвы и т.д. Но дело в том, что все подобные наши «спонтанные» реакции провоцируются (индуцируются) в данном случае психом. Правильнее, наверное, сказать, что наши реакции вызываются определенной схемой (паттерном) - они, как топливо, нужны ей для своего воспроизводства. Если угодно, от нас требуется захват миндалины, чтобы он у нас тоже произошел и мы «успешно» вошли в этот паттерн, став его частью. Поэтому, если мы не хотим регулярно становиться частью подобных странныхкоммуникативных паттернов (или, говоря психоаналитическим языком, становиться частью невротических фантазий окружающих, частью бессознательных проблем, частью переноса), необходимо понимать как все это работает и какие стратегии (совсем не те, которые у нас обычно появляются «спонтанно» в таких случаях) в подобных ситуациях лучше выбирать. Часто вообще-то лучше просто отойти в сторону, то есть никак не реагировать, если, конечно, есть такая возможность. Гоулстон прямо и честно пишет (и это только вызывает уважение к нему), что его техники работают не всегда и не со всеми «психами», и надо очень хорошо подумать, прежде чем ввязываться в эту игру, пытаясь перевести коммуникацию в более здоровое русло. Наши «спонтанные» реакции - ответная агрессия, попытка рационального убеждения, роль жертвы - заведут нас в тупик. А невротическая игра будет продолжаться.
И тут важно понять, что даже наши «естественные» возмущение, злость, обида и т. д., они тоже индуцируются внешним влиянием. То есть, если посмотреть под определенным углом, это уже не совсем наши чувства, или уже не и наши. Они - порождение внешнего влияния, паттерна, проекций бессознательных проблем «психа», который стремится втянуть вас в в них.
Но дело-то в том, что такое происходит далеко не только при столкновении с «психами», такое происходит часто, а может и повсеместно. Нет, понятно, что социум всегда пронизан взаимные влияниями, а наша психика полностью социальна, и сфера бессознательного тоже полностью социальна (ещё Фромм об этом писал). Всех нас пронизываются социальные, культурные и экономические влияния и противоречия, в том числе и классовые, мы просто состоим из них. Это ясно. Но у нас также есть способность понимать и познавать все эти процессы, мы можем критически осмыслять их, меняя свои способы взаимодействия с миром, с другими людьми, меняя себя, меня и мир, ну хоть в какой-то степени.
Конфликтные паттерны, конфликты с психами - это просто яркий пример более агрессивного воздействия. Полезно также знать о механизме проективной идентификации. Игры, в которые играют люди, описанные Берном, его теория - она примерно о том же самом. Например, ты видишь человека, рассказывающего о своих проблемах, жалующегося - у тебя появляется спонтанное желание ему помочь, хоть советом, и тут начинается - «Да, но...». Роль Спасителя нельзя не вспомнить и т. д.
В каких случаях все наши действия и реакции определяются той игрой, то схемой, частью которых мы является, сложно сказать. Интересный вопрос - а есть ли что-то кроме подобных схем? (да, есть еще и другая сторона проблемы - попытка постоянного программирования нашей жизни со стороны Капитала, капиталистического рынка, а также сросшейся с ними политической власти и соответствующей идеологии).
Гоулстон приводит также примеры с агрессивными вовне психами. Твой знакомый или родственник погрузился в депрессию, а возможно находится и в предсуицидальном состоянии. Что делать, как реагировать? Частая спонтанная реакции - начать успокаивать, пытаться растолковать ему, что проблемы у него «на самом деле» не такие уж серьёзные, пытаемся мы и «поднять настроение» каким-то неуклюжими способами, но это все не то. В депрессию-то часто погружаются во многом как раз потому, что окружающие не воспринимают человека и его проблемы всерьёз (или обесценивают), не умеют слушать, не умеют понимать и отчуждаются от него, он остаётся один. Поэтому, сталкиваются в очередной раз с попытками его отвлечь и успокоить, такой человек воспринимает это как очередную попытку отделаться от него, и он в какой-то мере, кстати, прав. А если у нас спонтанно активизируется такая стратегия - успокоить и отвлечь, то мы, возможно, также давно действуем по чужому сценарию. (Как лучше всего общаться с человеком в таком состоянии Гоулстон рассказывает в своей книге; в двух словах - лучше умело обратиться к нему и именно к его проблемам, и выслушать его).

Хочется в завершении сделать такое обобщение.
Мы можем превратить в творческий процесс и наши отношения с другими людьми, и наше отношение к миру. Дополнительные знания о коммуникации, о психологии, можно получить, это не такая уж проблема. Важно уметь чувствовать этот творческий процесс…

книги, психология

Previous post Next post
Up