О выученной беспомощности

Dec 23, 2020 11:09

Продолжение предыдущего поста и многих других. Теория, несомненно, интересная, хотя и есть большие вопросы к ней. И еще больше к тому как она используется.
Селигман в своей книге «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» пытается найти причины резкого роста случаев депрессии в США и не только (в странах «развитого капитализма»). Рассуждения его выглядят весьма слабыми, он пишет о росте индивидуализма в XX веке, о потере чувства общности, даже о потере связи с Богом (каков «ученый», однако!))), но это является лишь механическим повторением старых уже попыток объяснений указанных проблем, которые без более глубокого анализа выглядят неубедительно. И при чем здесь именно депрессия? Индивидуализм гораздо легче связать, например, с ростом тревоги (Ролло Мэй, Фромм), это более понятно, но не с депрессией.
Селигман сам пишет, что «
В основе пессимизма лежит беспомощность. Беспомощность - это состояние, при котором любые ваши действия не способны повлиять на происходящее». Ну а устойчивый пессимизм и беспомощность служат основой для депрессии, пишет Селигман.

А между тем в США, как и в любой другой капиталистической стране, условия, которые могут способствовать чувству беспомощности и, возможно, дальнейшей депрессии, находятся просто на поверхности.
Одна из главных задач (если не главная) для каждого человека в условия капитализма - это разбогатеть, то есть стремиться добыть как можно больше денег.
«Миллиардерство - вот, бесспорно, самая желанная карьера XXI века с многочисленными преимуществами перед таким востребованным видом занятости, как офисное рабство… С уровнем неравенства, достигшим исторических отметок, выбора вообще нет - либо ты миллиардер, либо пропал» - Кори Пайн «Живи, вкалывай, сдохни. Репортаж с темной стороны Кремниевой долины». И (черная) ирония Пайна становится все более уместной...
Еще гораздо раньше (1949 г.) американский социолог Р. Мертон в книге «Социальная теория и социальная структура»писал «Говорить, что в американской культуре укоренилась цель денежного успеха, означает одно: что на американцев со всех сторон обрушиваются предписания, закрепляющие за ними право, а часто и обязанность сохранять эту цель даже перед лицом непрерывного разочарования».
Роберт Мертон о культе денежного успеха и Американской мечте
Мертон также создал теорию социального напряжения, главная идея которой заключается в том, что основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на которые общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Возникающее социальное напряжение приводит к тому, что человек, не сумевший получить определенные ценности, будет реагировать на это той или иной формой девиантного поведения (в том числе и связанно с агрессией и насилием).
А другой реакцией может быть появление пессимизма, чувства беспомощности, а далее депрессии.
Невозможность заработать много денег и достичь финансового успеха, несмотря на ВСЕ предпринимаемые усилия - это как раз то, с чем сталкивается большинство населения каждой капиталистической страны. Это РЕАЛИИ капитализма, который как система заточен на то, что богатыми могут стать очень немногие. Чтобы понять и осознать это вовсе даже не обязательно изучать труды Маркса. Для этого достаточно просто перестать заниматься самообманом и разделять коллективные социальные иллюзии и фантазии.

И чем это не важный фактор для возникновения беспомощности, пессимизма и депрессии?
Нет, конечно, что касается причин депрессии, то это на самом деле непростой вопрос. Я вовсе не хочу сказать, что открыл «настоящую и главную» причину депрессии и ее роста. До сих пор в профессиональной среде нет единого мнения по поводу причин возникновения депрессии, есть разные теории депрессии, разные психотерапевтические подходы. И если делать акцент на социальном контексте, то контекстов также много и их влияние - сложный процесс, особенно если мыслить системно и нелинейно.

Но в качестве гипотезы влияние крайне противоречивой среды капитализма нельзя игнорировать и нужно самым тщательным образом изучать.
К тому же противоречивых требований (в том числе и парадоксальных, внутренне противоречивых, даблбайндовых) к индивиду можно, помимо названного выше, перечислить немало.
Надо быть и индивидуалистом/эгоистом, но не терять чувство общности; надо стремится главным образом к деньгам, но нужны и «человеческие отношения»; надо быть свободным, но одновременно следовать строгим правилам и пр.

И еще один момент. Принятие капитализма в качестве «лучшей» системы означает и принятие чудовищного и все более увеличивающегося неравенства, а также принятие системы распределения благ и прибыли, которая делает возможным существование такого неравенства и группы сверхбогатых и могущественных капиталистов. И разве не беспомощность перед этими мистерами миллиардами испытывают простые обыватели, граждане капиталистического мира?

Р. Мертон:
«Итак, культура обязывает принять три культурные аксиомы: во-первых, всем надлежит бороться за достижение одних и тех же высших целей, поскольку путь к ним открыт для всех; во-вторых,текущая кажущаяся неудача - всего лишь остановка на пути к конечному успеху; и в-третьих, настоящая неудача состоит лишь в снижении амбиций или отказе от них.

В грубом переложении на язык психологии эти аксиомы означают, во-первых, символическое вторичное подкрепление побудительного стимула; во-вторых, обуздание угрозы угасания реакции посредством сопутствующего стимула; в-третьих, повышение способности мотива вызывать повторение реакций, несмотря на продолжающееся отсутствие вознаграждения.

В переложении на социологический язык эти аксиомы означают: во-первых, перенос критики среди тех, кто в силу своего положения в обществе лишен полного и равного доступа к возможностям, с социальной структуры на собственное Я; во-вторых, сохранение структуры власти в обществе путем принуждения индивидов, принадлежащих к низшим социальным стратам, к самоидентификации не с равными себе, а с теми, кто находится на самом верху (и к кому они в конечном счете присоединятся); в-третьих, обеспечение давлений, заставляющих подчиниться культурному диктату неумеренных амбиций, через угрозу неполного членства в обществе для невыполнивших это требование.

Именно в этих условиях и благодаря этим процессам нынешняя американская культура продолжает характеризоваться превознесением богатства как основного символа успеха и отсутствием соответствующего акцентирования законных путей, по которым можно было бы проследовать к этой цели".

антикапитализм

Previous post Next post
Up