о копперации, эмпатии, конкуренции и пр.

Sep 24, 2017 22:02

Книги и статьи по теме кооперация, эмпатия, конкуренция и т.д.
(все ссылки на статьи и книги, которые можно скачать здесь)
1) И. Бауэр. "Принцип человечности. Почему мы по своей природе склонны к кооперации"
"Стремление человека к вниманию и кооперации является основой человеческого существования. Альтруистические, направленные на благо других, модели поведения представляют собой нечто большее, чем оптимальные стратегии в борьбе за выживание...
азвитие простейших систем в более сложные биологические структуры, по общему мнению систематиков, невозможно объяснить принципом борьбы за выживание и отбором, такое развитие предполагает кооперацию в качестве основного метода. Согласованность и резонанс характеризуют все значительные биологические структуры и процессы, начиная с двойной спирали ДНК (зеркальной структуры) до взаимного приспособления биомолекул и их рецепторов и взаимодействия клеток в рамках органов и организмов. "
(отрывки из книги https://redpsychology.wordpress.com/tag/бауер/)
2) Е. Ильин "Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия"
"В новой книге профессора Е.П.Ильина затронута проблема помогающего поведения, проблема актуальная и междисциплинарная, решать которую призваны психология, социология, философия, педагогика и медицина. Первая часть книги посвящена психологии помогающего поведения и личностным особенностям, способствующим или препятствующим такому поведению (альтруизм, эгоизм и пр.), вторая - описанию помогающих профессий. Книга содержит методики, которые могут быть использованы как в практической деятельности специалистов, так и при изучении указанной проблемы исследователями.
Издание адресовано широкому кругу специалистов из числа психологов, врачей, педагогов, социальных работников..."
3) И. Бауэр "Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов"
4) Т. ОРЛИК, спортивный психолог. О ПОЛЬЗЕ ИГР БЕЗ ПРОИГРАВШИХ. Игры и спорт, основанные на сотрудничестве
5) К. Фопель, современный немецкий психолог и психотерапевт, о КОНКУРЕНЦИИ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ
6) А.Холмогорова, Н.Гаранян ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств(научная статья - Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2)
7) К. ХОРНИ О СОПЕРНИЧЕСТВЕ И ВРАЖДЕБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. «Невротическая личность нашего времени» (гл. «Культура и невроз»)
8) Главы из книги классика психотерапии РОЛЛО МЭЯ "Смысл тревоги" - ПОРОЧНЫЙ КРУГ КОНКУРЕНЦИИ, ВРАЖДЕБНОСТИ И ТРЕВОГИ -
Тревога и внутренние противоречия культуры
9) Промывание мозгов: игры на выживание. Из книги З. БАУМАНА «Индивидуализированное общество» - СТАРШИЙ БРАТ НА ТЕЛЕЭКРАНЕ: НОВЫЕ ВРЕМЕНА, НОВЫЕ СТРАХИ
https://redpsychology.wordpress.com/2013/12/01/промыв..
10) Э. АРОНСОН "ОБЩЕСТВЕННОЕ ЖИВОТНОЕ" (один из лучших учебников по социальной психологии) - как КОНКУРЕНЦИЯ И КОНФЛИКТЫ ВЗРАЩИВАЮТ ПРЕДРАССУДКИ -
11) П. ДАРДО, К. ЛАВАЛЬ НЕОЛИБЕРАЛИЗМ И КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТИВАЦИЯ - очень важная статья!
Ролло Мэй:
"...стремление к соревнованию порождает «порочный круг», в результате которого чувство тревоги усиливает само себя. Когда современный человек ощущает тревогу, он удваивает свои усилия в стремлении достичь успеха. Поскольку соревнование является одобряемым культурой способом выражения враждебных чувств и агрессии, человек, переживающий тревогу, начинает энергичнее участвовать в социальном соревновании. Но усиление агрессивного соревнования увеличивает отчуждение, чувство вражды к окружающим и тревогу. Схематично этот порочный круг можно представить следующим образом: стремление к соревнованию → враждебные чувства → отчуждение от окружающих → тревога → стремление к соревнованию усиливается. Таким образом, основной метод преодоления тревоги в итоге лишь усиливает тревогу."

Тема большая и сложная, литературы много, это лишь небольшая часть. На мой взгляд принципиально понимать роль социального научения и социума в целом (с учетом нелинейности, системности, марксизма и т.д.).
Увы, обучаются люди (и их обучают) совсем другому, да еще ставя их в противоречивые и даблбайндовые условия. Сложная ситуация. Но очень важно также иметь представление об уровнях обучения - мы можем учиться учиться. Мы можем понимать процесс социального научения и во многом руководить им, выходя за рамки навязываемых альтернатив, которые предстают как единственно возможные и естественные. Мы можем создавать новые альтернативы, мы можем сами конструировать социальную и экономическую реальность.

литература, системный подход, конкуренция, марксизм, даблбайнд, взаимопощь, антикапитализм

Previous post Next post
Up