Экономика манипуляций и обмана

Sep 24, 2017 21:50

Дж. Акерлоф, Р. Шиллер "Охота на простака. Экономика манипуляций и обмана"(скачать можно здесь)
Цитата из книги: "Если, согласно постулатам экономической теории, предприниматели руководствуются чисто эгоистическими и корыстными мотивами, то система свободного рынка демонстрирует тенденцию порождать манипуляции и обман. Но проблема вовсе не в большом количестве корыстолюбивых людей. Многие из нас склонны играть по правилам и всего лишь стремятся обеспечить себе достойную жизнь. Тем не менее конкурентное давление неизбежно заставляет бизнесменов прибегать к манипуляциям и обману на свободном рынке, в результате мы сильно переплачиваем, покупаем товары, которые нам не нужны, выполняем бессмысленную работу, а потом удивляемся, почему в нашей жизни все пошло не так.
Мы написали эту книгу с позиций искренних приверженцев системы свободного рынка, чтобы помочь людям лучше в ней ориентироваться. В экономической системе есть множество разного рода ловушек, и очень полезно знать, что они собой представляют. Мы должны научиться лавировать в условиях свободного рынка, не теряя достоинства и собственных убеждений, и найти силы двигаться вперед, невзирая на царящее вокруг сумасшествие. Мы написали эту книгу для потребителей, которым нужно помнить о большом разнообразии хитрых способов выманивания денег и проявлять бдительность. Мы писали ее и для предпринимателей, впадающих в депрессию от цинизма некоторых своих коллег и порой вынужденных следовать их примеру под давлением экономической необходимости. Она будет полезна для государственных служащих, зачастую выполняющих неблагодарную работу по регулированию экономики. Возможно, она пригодится волонтерам, филантропам, «лидерам мнений», отстаивающим честность в экономических взаимоотношениях. Наконец, мы писали ее для молодежи, только вступившей на трудовой путь и ищущей занятие по душе. Всем этим людям желательно ознакомиться с практикой фишинга - тех экономических сил, которые превратят манипуляции и обман в часть экономической системы, если мы ничего не предпримем для того, чтобы этого избежать. Нам нужны истории героев - людей, действующих на основе собственных убеждений, а не ради экономической выгоды, которым удалось свести количество обмана в обществе до приемлемого уровня."

Авторы книги - нобелевские лауреаты по экономике и «искренние приверженцы системы свободного рынка», они не ставят задачу по пересмотру и смене данной парадигмы, но хотят «просто помочь» участникам этой системы отношений лучше в ней ориентироваться, распознавать обман и не совершать ошибок.
Обращает на себя откровенное название книги, этакий самодиагноз. Открыто признавать проблемы и противоречия конкретной социально-экономической системы дело, конечно, похвальное, но такое признание может иметь двойственный смысл - «да у нас такие-то проблемы, но с этим ничего не поделать, ничего нельзя изменить и сделать иначе, надо просто о них знать и избегать». Таким образом «отрытый разговор» о проблемах может легко способствовать консервации проблемы и становиться их частью. Более того, говоря о большой роли предоставления неполной и искажённой информации, а также о некомпетентности потребителей, избирателей и всех участников рынка, авторы невольно повторяют те же ошибки. Иными словами, тенденциозный рассказ о системе свободного рынка, содержащий и неполноту и искажения, также можно назвать манипуляцией; правдивый, но определенным образом сконструированный рассказ об «отдельных серьёзных недостатках системы» рассказ может скрыть правду о всей системе и её системных проблемах.
Авторы по сути играют с фокусом читателя (жертвы):
«Всегда существует несколько способов сформулировать одну и ту же мысль. Поскольку людям свойственно фокусировать внимание на тех или иных вещах, истории, которые они рассказывают себе в процессе принятия решений, можно назвать их «фокусом». Этот факт сразу же показывает, почему люди попадаются на крючок фишеров, и одновременно позволяет судить о том, как происходит охота на простака, так как манипулирование «фокусом» составляет суть сразу двух профессий. Воры-карманники и фокусники, владея специальными навыка- ми, чтобы отвлечь наше внимание, делают пассы руками. Прежде чем написать предыдущий абзац, мы перечитали все приведен- ные в книге примеры, начиная с истории с Cinnabon. Проверка показала, что в каждом из них охота на простака становилась возможной потому, что фишер умело воспользовался ошибочным фокусом внимания объекта манипуляций. В некоторых случаях он, подобно иллюзионисту или вору-карманнику, создавал собственный фокус внимания для жертвы. Мы также проверили список пси- хологических трюков, составленный Чалдини: каждый из них можно считать продуктом ошибочного фокуса жертвы.»
Здесь можно также вспомнить слова Славоя Жижека о современной цинической позиции: «при ней идеология может выложить на стол свои карты, раскрыть тайну своего функционирования, и все же продолжать функционировать.»
Другой пример: Бодрийяр разбирает рекламную афишу банка BNP: «Меня интересуют твои деньги. Ты мне, я тебе - одолжи мне свои деньги и будешь получать прибыль от моего банка». Бодрийяр: «На вид задача - экономически убедить людей, что отнести деньги в BNP - выгодное дело. Но истинная стратегия оказывается параллельной (напо-добие параллельной полиции). Она в том, чтобы убедить людей самой этой прямо-той капитализма, разговором 'лицом к лицу': довольно сантиментов, долой идео-логию услужливости, играем в открытую и т.д. В том. чтобы убедить их самой этой 'непристойностью' раскрытия скрыто-аморального закона эквивалентности. Эта-кое 'мужское' сообщничество: мы по-мужски делимся с вами непристойной прав-дой капитала. Оттого эта афиша так попахивает развратом, оттого так сально и блудливо смотрят эти глаза, направленные на ваши деньги, словно на ваши генита-лии. Используется техника перверсивной провокации - гораздо более тонкая, чем примитивное обольщение улыбкой (тема встречной рекламной кампании банка 'Сосьете женераль': «Улыбаться должен клиент, а не банкир»). Соблазнить лю-дей самой непристойностью экономики, поймать их на извращенном очаровании, которым обладает для них капитал даже в самой своей жестокости. С этой точки зрения рекламный слоган означает, говоря попросту: 'Меня интересует твоя зад-ница. Ты мне, я тебе - дай-ка мне свою задницу, и я тебя поимею'. Некоторым такое по вкусу.»
Авторы книги также не раз делают акцент на «изобилии», которое приносит свободный рынок, несмотря на различные возникающие при этом проблемы. Но главное - это магия обещанного изобилия. Само это слово имеет некое магическое (суггестивное?) значение. Но при внимательном отношении к понятиям, к их генезису и использованию, к коннотации и коммуникации становится понятно, что здесь также не все просто и мы имеем дело с очередной манипуляцией. Совершенно очевидно, что изобилие не может быть для всех, особенно в обществе основанном на социальном неравенстве, на капиталистической системе распределения. Поэтому здесь мы имеем дело так сказать с образом изобилия и достижения этого изобилия. И это изобилие играет роль положительного подкрепления стратегии приспособления к существующему социальному порядку. Образ общества, обещающего изобилие, имеет немало сходства с образом матери, также обещающей изобилие заботы и любви (психоанализ тут может немало интересного открыть). Но система свободного рынка, по-матерински обещающего изобилие, имеет и другую сторону - это одновременно и приближающая к себе (и даже соблазняющая), и отвергающая мать (которая может легко и быстро ввергнуть в нищету и депрессию), то есть шизофреногенная мать, а здесь уже можно обратиться к теории патогенной коммуникации и даблбайнда.
Полагаем, что нам нужны не истории о суете в навязанных узких и внутренне противоречивых условиях рамках капиталистической системы, а истории и деятельность по созданию новой системы.

Бодрийяр, психология капитализма, манипуляции, даблбайнд, антикапитализм, шизо

Previous post Next post
Up