Что скрывают поверхностные разговоры о коррупции? Кроме всего прочего, одно не очень приятное обстоятельство.
Тотальная социальная несправедливость и её восприятие создаёт рамку, контур (или даже мета-рамку), которая делает возможным, при удобном случае, все или почти все.
Сетования на коррупцию, к большому сожалению, слишком часто фальшивы. Коррупция в самых разных формах, включая мелкие хищения и пр, распространена настолько широко, что… это настоятельно требует объяснения и понимания. Что там чиновники и сотрудники правоохранительных органов, в детских садах, больницах, интернатах... Но, безусловно, всегда легко, обвинять каких-то конкретных лиц, особенно чтобы не думать о системных проблемах, порождающих коррупцию. Это сложная проблема, но, на мой взгляд, среди основных причин (причинность тут тоже условна, если стремится мыслит нелинейно и системно) можно выделить следующее.
Понимание несправедливости социального устройства, которое часто далеко от полностью сознательного, обычно скорее присутствует ощущение того, что «все несправедливо» - это и открывает зелёный свет для самооправдания своих поступков. Теория когнитивного диссонанса тут опять будет уместна, как и теория социального научения. Более того,
«официальные» требования честности и порядочности могут оставлять впечатление фальши, что психологически тоже очень вредно. Особенно в условиях когда все видят или «смутно ощущают», что к обогащению, «успеху» и всем остальным ориентирам капиталистического мира самый эффективный путь лежит как раз через нечестность, манипуляцию и это ещё мягко говоря. Тут, кстати, близка и ситуация даблбайнда.
Причём, даже взгляд на историю, а точнее то, как слишком часто говорят об истории (история как нарратив), также как бы подсказывает, кто и как и «добивается успеха». Путём силы, войн и завоеваний, жестокой эксплуатации чужих территорий, людей и народов интриг, обмана, манипуляций и пр. Неслучайно, что среди исторических знаменитостей такого рода слишком много примеров настоящей психопатологии. Надо конечно опять подчеркнуть, что такой история предстает для тех, кто хочет ее такой видеть.
Другая проблема лучшего всего может быть понята с помощью психоанализа (скорее всего). Это либо регресс, либо удержание (опять-таки через научение) людей в инфантильном состоянии, когда они смотрят на мир как маленький несознательный потребитель-эгоист, который просто не умеет задумываться об устройстве мира, о последствиях и причинах своих действий и т. д. Восприятие денег и разных вещей или благ, которые можно получить в качестве взяток (или своровать), также происходит в рамках детской инфантильной психологии (стремление к неоткладываемым удовольствиям, нарциссические фантазии о всемогуществе, с помощью денег и пр.)
Все это, разумеется, сложным образом вписано в существующую социальную систему - в капитализм и, надо смотреть шире, в систему товарно-денежных отношений и… тут можно продолжать еще долго (и советский строй, наш вариант социализма, с его проблемами тоже вспомнить можно - я, впрочем, далек от антисоветизма, как и любых идеализаций).
Надо сказать, что детская психология и переживание несправедливости «большого мира» связаны самым тесным образом.
Вообще, проблема восприятия и идентификации отношений крайне важна. Причем не просто отдельных посланий (сообщений), а именно типизация принципиально важна - честные или нечестые, искренние или лживые, дружеские или враждебные, конкуренция или сотрудничество и т. д. Безусловно в семье или в отдельных межличностных отношениях вроде проще в этом разобраться и нет других важных нюансов, но принцип то один, в целом. Когда все социальные отношения (и экономические) маркируются как конкурентные, манипулятивные, нечестные и т. д. (и еще и похлеще), это все очень плохо. Еще и потому, что происходит глобальная мистификация, мета-мистмификация. Ситуативно сложившиеся формы отношений воспринимаются и подаются как неизменные и «естественные» (натурализация социального и исторического конструкта), затрудняется понимание того, что все отношения мы каждый раз создаём заново, что нет никакой заранее установленной схемы отношений, а значит мы можем создавать новые отношения, новый мир, свой мир.