Сериал заинтересовал, посмотрел пока шесть серий. Соррентино умеет снимать красиво и со вкусом, он хорошо прорабатывает каждый эпизод, любопытно также развитие идеи, но пока режиссер скорее играет со зрителями - слишком много неопределенности и двусмысленности (и пока мне это интересно). Особое удовольствие - следить за многоуровневой коммуникацией между героями сериала и за самими персонажами, подбор актеров очень хорош, как и их игра.
Теперь об идейной составляющей. К чему ведет всю эту историю Соррентино мне пока не понятно, а о его идеологических взглядах мне ничего не известно, но, скажем так, выраженного консерватизма или правизны я у него раньше не замечал.
Начать можно с того, что не совсем ясно, верит ли этот папа (Ленни, Пий XII) в бога))). Ленни в каких-то моментах ведет себя как опытный шизофренизатор (может сказать, что на самом деле не верит в бога, затем скажет, что он пошутил, но скажет это так, что все запутывается еще больше))) И, кстати, выдающаяся книга «Прагматика человеческой коммуникации» тут была бы весьма кстати. Далее возможны как минимум три варианта - 1) либо Ленни не верит в бога, но ведет некую сложную игру, 2) либо он верит в бога, но тоже ведет игру, 3) либо он сам не знает, ибо глубоко запутался в своих серьезных (о чем в сериале говориться предостаточно) психологических проблемах, в своем бессознательном. Возможен и вариант, где окажется, что Ленни на самом деле является воплощением «святого духа» (или не совсем святого, и такое может быть))), но мне этот вариант представляется маловероятным. Непонятно также, будет ли тот сериал атеистическим или всего лишь антиклерикальным (надеюсь к другим вариантам Соррентино не придет).
Вполне возможно, что финал будет открытым, в постмодернистском духе, и Соррентино сможет его сделать на хорошем уровне. И такой финал мне представляется весьма вероятным.
Консервативный поворот сомнителен, так как он не увяжется с «духом» сериала, с его стилем - легким, хотя и повествующим и сложных проблемах, красивым и зрелищным, включая прекрасный и яркий саундтрек, содержащим и легкий юмор, и сатиру, и пародию, и эпатаж, и отсылки к психоанализу, а также красиво снятые эротические сцены. Был также один эпизод, совсем близкий к сюрреализму, на мой взгляд.
Ленни - это очередной СверхПапа-Сверхчеловек. Один из случаев развития нарциссической мании величия на почве психологических проблем ребенка, оставленного родителями; временами кажется, что все очень близко к настоящей психопатологии. И такой человек приходит к власти в могущественной организации. Манипулятор, у которого проблемы не только с сексуальностью и с женщинами, но который вообще боится любви и нормальных человеческих отношений. И от этого прямая дорога к опасному маразму ультраконсерватизма и фашизма. Далее возникает интересный вопрос - как к такому повороту отнесется общество? Пока, в 6 серии, храмы пустеют. В каком-то смысле все это походит на масштабный социальный эксперимент - как общество отнесется к попытке фашизации?
И тут я бы не исключал того, что Ленни ведет какую-то более сложную игру. Возможно он вообще хочет разрушить церковь, доводя деструктивные тенденции до абсурда. А может он сам не понимает что делает, блуждая в лабиринтах отношений со своими родителями и своего прошлого, своего бессознательного.
Первоначально я хотел коротко охарактеризовать сериал так - «весело о мракобесии» :))) Ибо изображение внутренней жизни духовенства я воспринимаю как ироническо-сатирическое, провокационное. То есть в целом критическое. Но критика такого рода имеет свои подводные камни. Один из которых, если тут еще присутствует увлечение эстетической составляющей и зрелищностью, состоит в плавном переходе к зачарованности тем, что вначале критикуется и разоблачается. И это серьезная проблема.
Поэтому я и вспомнил Бунюэля Скромное обаяние и буржуазии и мракобесия вполне может быть заразительным. Только вот в исполнении Бунюэля обаяние буржуазии совсем не заразительно, а у Соррентино… пока непонятно. И Соррентино, несмотря на все восторги критков, до уровня Великих Мастеров прошлого все-же не дотягивает. На мой вкус.
И здесь пока не понятно, будет ли какое-то действительно интересное развитие сюжета, или все утонет хитросплетении интриг, вращающихся по одному и тому же кругу, а также потоке красивых образов и музыки, вперемежку с игрой в постмодернизм :)
Что касается критики, то я всегда за умную, последовательную и радикальную критику. И какой бы красивый поток образов не создавал Соррентино, я раз за разом возвращаюсь к мысли, что существование религии и церкви, а так же сохранение их влияния в обществе - это очень плохой для общества симптом.
UPD. Досмотрел. Оправдались мои самые наихудшие подозрения :) Соррентино - так сказать, участник правого, консервативного поворота. С идейной стороны сериал просто ужасен, с художественной... вся эта игра с эффектными образами к концу стала походить на нарциссическое самолюбование режиссера.
Первую заметку я написал после 6-й серии, а вот где-то после 7-й все и началось))) Довольно много отвратительных реакционных моментов, но нет смысла разбирать все подробно, ибо левым все это не может быть не понятным.