В каких все-таки взаимоотношениях находится критическая мысль с тем, против чего она направлена? Понятно, что «критическая мысль» - это обобщение и на деле есть множество критических мыслей, которые в свою очередь также меняются и дробятся, но все же...
Недавно вот выложил я главу «Индустрия культуры» и думал при этом - ведь сколько десятилетий назад Адорно с Хоркхаймером написали «Диалектику просвещения» - и что? Индустрия культуры с тех пор методично делала свою жутковатую (и это не преувеличение, я именно так ее вижу) работу и лишь немногие смогли разобраться в том, что происходит.
А сколько было интереснейшей критики кино, литературы и масскультуры в целом! Но многие ли сейчас могут как Умберто Эко говорить о себе как об «ушлоом семиотике, который слишком хорошо знает «коды» индустрии грез в капиталистическом обществе.»???
А критика общества потребления - начал ее Фромм, а уж потом как ее продолжили! Какой превосходный анализ, причем с разных сторон - и попроще, и очень непросто - и что???
А теперь проницательный Жижек пишет о том, как капитализм
«, на уровне потребления, интегрировал наследие 68-го года, - критику отчужденного потребления: имеет значение прежде всего подлинный опыт. Недавняя реклама сети гостиниц Хилтон сводится к простому утверждению:
«Путешествие должно не только доставить нас из пункта А в пункт Б. Оно должно также сделать нас лучше».
Можно ли себе было представить подобное всего десятилетие назад? И не является ли это также причиной, по которой мы покупаем органическую пищу? Кто действительно верит, что полусгнившие и дорогие «органические» яблоки действительно более здоровая пища? Причина в том, что покупая их, мы не просто покупаем и потребляем продукт - мы одновременно делаем что-то символическое, выказываем нашу заботу и осведомленность, участвуем в крупном коллективном проекте... Последним научным выражением этого «нового духа» является появление новой дисциплины, «науки о счастье» - однако как возможно, что в нашу эру возвышенного гедонизма, когда целью жизни непосредственно избраное счастье, процветают тревога и депрессия?»
сейчас:
«Потребление должно поддерживать качество жизни, время жизни должно быть «качественным временем» - не временем отчуждения, имитирования моделей, навязанных обществом, страха оказаться быть неспособным «быть не хуже других», но временем подлинной реализации истинного Я, чувственной игры опыта, заботы о других, от экологии до благотворительности. Вот показательный пример «культурного капитализма»: описание «Старбакс» их собственной программы «вода Этос»:
Вода Этос - бренд с социальной миссией - помогающий детям всего мира получить чистую воду, а также представление о мировом водном кризисе. Каждый раз, когда вы покупаете бутылку воды «Этос», «Вода Этос» осуществляет пожертвования в 0,05$ (С$0,10 в Канаде) в целях сбора по крайней мере 10 млн $ к 2010 году. При помощи «Старбакс фаундейшн» «Вода Этос» поддерживает гуманитарные, связанные с водой программы в Африке, Азии и Латинской Америке. К настоящему моменту собранные средства «Водой Этос» превышают 6,2 млн $. Эти программы помогут примерно 420 000 людей получить возможность доступа к безопасной воде, а также обучению улучшению санитарных условий и гигиене...». ("Размышления в красном цвете").
И это я намеренно не говорил пока о марксизме, ибо он нацелен на критику ВСЕГО капиталистического общества, а не отдельных его частей или сфер. Понятно, что это гораздо сложнее. Понятно также, что даже страшно - ведь в этом случае тебе нужно признать, что против тебя работает вся эта система капиталистических отношений и твой работодатель - частный собственник как ее представитель. Ну и т.д.
Хоть С. Лем и сказал, что «разум без смелости все равно что смелость без разума», ну... вот оно так и получается.
Отбрасываешь смелость, идешь на «сделку с дьяволом» (как о ней писал Бодрийяр в «Обществе потребления»), вот и получается не разум а... даже не знаю что. Да понятно, что называть себя»человек разумный» - это мягко говоря самонадеянно и преждевременно. Очень выраженный нарциссизм)))
Свои гипотезы у меня есть на этот счет. Хотя, вряд правильно называть их «своими» - все это давно уже написали другие гораздо более умные люди, а я все это повторяю, цитирую...
Дело разумеется не в «индивидуальной человеческой глупости». У социума, в том виде как он был и есть, нет, грубо говоря, запроса на формирование «всесторонне развитой» и самообучающейся личности. На уровне части эмергентность гасится, или не возникает (как Морен писал). От «части, от элемента-винтика требуется только тупо «адаптироваться» (как это называют), быть рабсилой, потребителем, соответствовать «норме», стандарту.
Как там писали - развлечение (масскультурой) есть пролонгация отупляющего механического труда; потребление... до это просто мертвый характер отчужденного труда, осознание которого вытесняется, возвращается потребителю в виде неживого, мертвого - в виде вещи и т.д.
Но все конечно очень и очень сложно.
Социум по-прежнему весь пронизан антагонизмами, конфликтами, даблбайндами и разными парадоксами, и вот из этого все и должны пойти какие-то системные изменения.
Можно конечно иронизировать (я думаю ирония здесь есть) как Бодрийяр, но в критическом анализе, при всем его кажущемся бессилие и бесполезности тоже есть свой смысл. И от него невозможно отказаться, надо только учиться его менять и учиться учиться учиться... И совсем нелишним знать про
Конструирование клинических “реальностей” и Р
еструктурирование (Вацлавик, Нардонэ).
"Когда этнология рассматривает примитивные общества, это означает, что они уже исчезли. Сам анализ - это уже часть процесса исчезновения.
Критическое сознание, и, возможно, мышление вообще - подобны мессии у Кафки: они всегда приходят слишком поздно, уже после свершившегося, в сумерках, подобно сове Минервы. Критическое сознание - это не что иное, как ретроспективное пророчество, напоминающее о статуэтках Платона и их тенях на стене (стене событий) в пещере (в пещере истории). Как имел обыкновение говорить Аполлинер, когда люди говорят о времени, это означает, что оно ушло. История не оставляет на второй год. Только анализ делает это. "
В Тени Тысячелетия, или Приостановка Года 2000. Жан Бодрийар